РГ" продолжает искать секреты семейного счастья. Мы искали их весь минувший год. Напомним, что поиски мы начали с дискуссии о цивилизованном разводе как поводе набраться опыта и создать новую счастливую семью.
Мы пытались найти их с помощью клуба бывших мужей (см. "Разбракованные", "РГ" N 6 от 15 января), где смотрели на развод глазами бывшего мужа, поэта и прозаика Дмитрия Дарина, а также адвоката и психолога. Мы искали их в разговоре с бывшими женами (см. "После любви", "РГ" N 15 от 27 января). И даже в разговоре со священнослужителями (см. "Брак небесный", "РГ" N 36 от 19 февраля).
Искать рецепт счастливой семьи нам помогали актриса Лариса Гузеева ("Женился на другой", N 57 от 19 марта) и сваха со стажем Роза Сябитова ("Жена страшнее прокурора" N 81 от 16 апреля). Мы пытались выяснить, что такое неравный брак ("Брак с препятствиями", N 115 от 28 мая) и понять, что представляет из себя "гражданский брак" ("Проба любви" N 2 от 12 января с.г.).
Сегодня мы продолжаем разговор о "гражданском браке". Что нужно знать, соглашаясь на свободные отношения? Как быть, если совместная жизнь не заладилась, а совместно нажитое имущество уходит вместе с возлюбленной. На эти и другие вопросы отвечает адвокат Полина Митник.
Российская газета: Полина, в последнее время свободными семейными отношениями уже никого не удивишь. Какие стороны таких отношений наиболее уязвимы? Страдают ли дети от такой семьи без штампа?
Полина Митник: К счастью, по нашему законодательству дети имеют равные права, вне зависимости от того, оформили родители свои отношения или просто живут вместе. Сложнее обстоит дело с имущественными правами самих сожителей. То есть, если в случае заключения официального брака по общему правилу все приобретенное во время брака имущество, за рядом исключений, является совместным, вне зависимости от того, на кого из супругов оно зарегистрировано, то при сожительстве имущество принадлежит тому, на кого оно было оформлено.
РГ: Значит ли это, что, если я покупаю на свои деньги машину и в душевном порыве регистрирую ее на своего сожителя, в случае развода я уже не смогу вернуть ее себе?
Митник: Ну, во-первых, развода у Вас быть не может, так как Вы не состоите в зарегистрированном браке. Кроме того, Вы сейчас, по сути, говорите про дарение. А так, поскольку согласно нашему семейному законодательству сожительство не признается браком, то и говорить о совместно нажитом супругами имуществе не приходится и, соответственно, что на кого оформлено, то тому и принадлежит.
РГ: А как обстоит дело с наследством?
Митник: При наличии завещания в пользу сожителя, он получит завещанное имущество. А так сожитель не входит в круг наследников по закону, положения о супружеской и обязательной долях в наследстве к нему не относятся. То есть минусов очень много.
РГ: Кто больше страдает от таких отношений?
Митник: Финансово при распаде такого союза пострадавшей стороной будет являться тот, на кого ничего не оформлялось во время отношений.
РГ: Что вы посоветуете сторонникам свободных отношений? Вот типичная ситуация, которую рассказала читательница: "В гражданском браке мы прожили 7 лет. Отношения регистрировать не стремились, все было замечательно и без штампа в паспорте. Расходиться не собирались. Вместе купили квартиру, машину… Спустя 7 лет я осталась ни с чем. Мой "муж" женился на другой". Где искать помощи и куда бежать в такой ситуации?
Митник: В суде перспективы подобного дела практически нулевые. Моя позиция в этом вопросе проста: если ты не знаешь, какие у тебя есть права, на что ты можешь рассчитывать при разных вариантах развития событий, посоветуйся с адвокатом. В результате подобных проблем можно будет избежать. Например, в указанном случае при регистрации квартиры в долях на сожителей такой ситуации, как сложилась, не возникло бы. Иначе получаются такие истории: жили вместе, все было хорошо, прошло 10 лет, и вдруг - семья распалась, а у тебя, оказывается, ничего нет. Свои права надо знать обязательно, в том числе и для того, чтобы понимать юридические последствия своих действий. А в таких случаях, как указанный, людям и чужого не надо, свое бы сохранить.
РГ: Как разумно построить закон, чтобы это "своё" сохранить?
Митник: Например, можно было бы предусмотреть возможность для сожителей заключения договоров наподобие брачного. Также, хорошо было бы, если бы тот факт, что люди жили единой семьей на протяжении какого-то срока, с юридической точки зрения приравнивал бы их по правам и обязанностям к супругам.
РГ: А как вы относитесь к таким отношениям?
Митник: Ничего против не имею. Но все зависит от воспитания, от того, какая модель семьи видится тому или иному человеку - для кого-то отсутствие штампа в паспорте по определению неприемлемо. Штамп, однако, семьи от распада не спасает. Просто перед тем, как вступать в незарегистрированные отношения, надо четко представлять последствия и, если ты понимаешь, что получишь в результате, - так в чем проблема? Самое главное, что дети защищены и в том, и в другом случае. С юридической точки зрения, хорошо бы еще сожительниц и сожителей защитить с позиций их прав. А то получается, что люди живут вместе, у них все общее, бюджет, дети, а прав, по сути, нет.
РГ: Вам не кажется, что "гражданский брак" у нас это просто безответственность - я никому ничего не должен, хочу живу, хочу - уйду?
Митник: Не думаю. Вы знаете, у нас огромное количество разводов… Все зависит только от людей - единого рецепта, к сожалению, нет. С юридической точки зрения имущественные права супруга, конечно, защищены, а сожителя - нет. А, если говорить про личные отношения, какая разница - со штампом или без, главное, чтобы в семье была гармония.