01.04.2011 10:37
В мире

Владимир Снегирев: АЭС "Фукусима-1" повторяет судьбу Чернобыля

Грустное послесловие к спецкомандировке
Текст:  Владимир Снегирев (обозреватель "РГ")
Читать на сайте RG.RU

Ровно неделю назад я вернулся из поездки в Японию. Но друзья и знакомые все еще пристают с расспросами: "Ну, как там?" Обычно отшучиваюсь: "Вскрытие покажет". На самом деле, довольно строгое медицинское обследование, которое прошли все журналисты и спасатели МЧС, работавшие неподалеку от "Фукусимы-1", ничего страшного не показало. Если и обнаружен у кого-то в щитовидке йод, то в дозах, не представляющих опасности для здоровья.

Как говорится, оснований для тревоги нет. Но это что касается лично меня и моих коллег. Если же вернуться к событиям в Японии, то они как раз есть. И очень серьезные.

Если в первые дни после стихийного бедствия японцы дружно заверяли весь мир, что ситуация на их АЭС не имеет ничего общего с Чернобылем, то теперь этот оптимизм как-то угас. Возможно, он и вовсе сойдет на нет. Во всяком случае, все последние новости из зоны бедствия свидетельствуют об этом. Несмотря на титанические усилия пожарных и атомщиков, обуздать реакторы не удается. Утечки радиации продолжаются, показатели радиационного фона и в атмосфере и в морской воде (в ней - особенно) превышают во много раз все допустимые пределы. Если раньше отселяли людей в радиусе 20 км от "Фукусимы-1", то теперь эта зона расширена еще на 10 км и, скорее всего, она будет только увеличиваться. Следы выбросов от терпящей бедствие станции обнаруживаются и в Северной Америке, и в Европе. Тогда чем не Чернобыль?

У меня нет никакого желания злословить по этому поводу. Более того, такое ощущение, что мир еще не постиг всего трагизма этой беды. Да и сами японцы, как мне показалось, живут с ощущением, что все самое худшее уже позади.

Однако уже в самое ближайшее время им предстоит ответить на множество очень тяжелых вопросов. Какие колоссальные средства надо будет потратить на то, чтобы полностью заглушить реакторы Фукусимы и  затем полностью изолировать их от внешней среды? Как быть с морепродуктами, добытыми у восточного побережья страны - они наверняка подвергнутся длительному заражению? Сколько десятилетий потребуется для восстановления огромного района, откуда выселены все люди? И как вообще относиться теперь к ядерной энергетике, если она оказалась столь уязвимой перед лицом стихии? Причем не надо забывать, что страна также озабочена и теми разрушениями, которые нанесла побережью гигантская волна-убийца, а полоса этих сплошных  разрушений тянется на сотни километров.

Когда случилась авария на станции у нас под Киевом, то на помощь были брошены все ресурсы тогда еще вполне дееспособного государства. К ликвидации последствий подключились и военные, и пожарные, и специалисты-атомщики, и тысячи добровольцев. В Японии же это долгое время была прерогатива оператора, управлявшего АЭС, то есть частной электрической компании ТЕРСО. И только в последние дни появились сообщения, что правительство намерено национализировать компанию, чтобы полностью  взять на себя ответственность за спасение страны от угрозы ядерного заражения. То есть вот она - еще одна явная аналогия с Чернобылем.

Когда я уезжал из Японии, начинала цвести сакура. Для японцев это всегда был хороший знак. Словно национальный праздник. Сегодня сакура цветет на фоне большой беды. Не до праздника.

Япония