На берегах Невы, где полководец скончался и похоронен, в музее, созданном в начале ХХ века на народные средства, прошла международная конференция: "Русские имена в истории Европы. Александр Суворов".
На конференцию съехались историки из многих стран Европы, в том числе из Италии, с которой связан последний поход Суворова - 1799 года, когда он провел войска через заснеженные Альпы, что до этого удавалось лишь Ганнибалу. Итогом стало освобождение Северной Италии и Швейцарии. Что же заставляет вновь обращаться к имени полководца?
"Титул предков ничто, коли не доблестью завоеван" - это фраза из письма 58-летнего генералиссимуса адмиралу де Рибасу, с которым он штурмовал Измаил. О письмах Суворова рассказал корреспонденту "РГ" ведущий конференции, главный российский герольдмейстер и замдиректора Государственного Эрмитажа Георгий Вилинбахов:
- Переписка полководца пока малоизвестна и практически недоступна. Между тем в письмах проявляется личность человека, его внутреннее "я". То, что мне удалось узнать о Суворове из его писем, позволяет сделать вывод о том, что он был предельно строгим к самому себе, постоянно анализировал собственные действия, не считал для себя зазорным советоваться с теми, кто "рангом ниже, да умом богат". Интересно, что и в личной переписке с любимой дочерью (Суворушкой, как он ласково ее называл), Александр Васильевич все время возвращается к мыслям о своей стране.
- Имя Суворова сопряжено с массой стереотипов. Скажем, о его простоте: ел с солдатами из котла, спал на соломе.
- Стереотипы возникают от недостатка знаний. Хотя не думаю, что задача нашей конференции развенчивать их. Она в другом - дать людям возможность во всей полноте узнать настоящего Суворова.
Примерно о том же говорил и настоятель Александро-Невской лавры, епископ Выборгский Назарий. Священнослужителей, к слову, было в Музее Суворова немногим меньше, чем историков и краеведов. Православная церковь чтит воина, не проигравшего в своей долгой жизни ни одной баталии, считавшего сохранение жизни солдата главной задачей военачальника, а защиту Отечества - священным долгом.
- Мне кажется, эта конференция должна вернуть имя Суворова в повседневную жизнь России, - сказал владыка Назарий. - Он достоин большей памяти. Между тем россияне это имя в последние десятилетия, я считаю, подзабыли. Сужу об этом хотя бы потому, что вот лежит он у нас в Благовещенском соборе лавры, и редко кто заходит туда почтить его память.
"Суворовское событие" в Петербурге, помимо конференции вобравшее в себя молебен в Александро-Невской лавре и театрализованный вечер памяти в Эрмитажном театре, было приурочено к году России в Италии и Италии в России. Отсюда - немалое число гостей с Апеннин.
Когда выдался перерыв, профессор Марко Галандара из университета в городе Павия, автор книги о Суворове "Штык-молодец", вышедшей в Италии несколько лет назад, поспешил к Михаилу Талалаю из Института всеобщей истории РАН.
- Господин Талалай сумел установить точные места пребывания Суворова в Милане, - рассказал "РГ" профессор Марко. - Для нас это очень важно. Были долгие споры на этот счет. Теперь есть возможность установить мемориальную доску на доме, где он останавливался во время похода 1799 года. Для европейской истории Суворов чрезвычайно важен, и вместе с тем малоизучен. Ведь именно он произнес свое знаменитое обращение "к народу италийскому", призвав моих соотечественников в конце XVIII века объединиться ради сохранения независимости. Уверен, если бы коалиция не помешала, и Суворов со своей армией дошел бы, как он предполагал, до Парижа, судьбы Европы сложились бы по-другому.