2 апреля в Москве в Центральном Доме литераторов прощались с Народной артисткой СССР Людмилой Марковной Гурченко. Как сообщила пресс-секретарь ЦДЛ Марина Замская, запланированная гражданская панихида с выступлениями близких друзей и коллег была отменена по решению семьи актрисы - Людмила Гурченко не любила торжественные речи.
На прощальную встречу с Людмилой Гурченко пришла, казалось, вся Москва. Несмотря на плохую погоду тысячи людей стояли вдоль Большой Никитской и до самого Садового кольца. Сотрудники полиции, охраняющие территорию вокруг ЦДЛ, сообщили, что многие начали занимать очередь чуть ли не за два часа до начала мероприятия.
Многие пришли не просто проводить любимую актрису, но и попрощаться с частью своего прошлого и настоящего. Ведь многие из них встретили свою молодость вместе с фильмами с участием Людмилы Гурченко.
- Она для нас очень много значит! Мне было 19 лет, когда я впервые увидела фильм "Карнавальная ночь". Она умела быть не только актрисой, но и женщиной, - поделилась своими впечатлениями женщина по имени Галина.
Когда поднимаешься по лестнице к Большому залу ЦДЛ, кажется, что на сцене идет театральное представление. Бархатный голос сильной, смелой и в то же время очень романтичной, нежной и чуткой женщины льется всюду.
Несут розы, гвоздики, тюльпаны, хризантемы... На сцену поднимаются все желающие возложить цветы, сказать актрисе то, что не могли сказать раньше. Или просто поблагодарить ее. На большом экране прокручивают фрагменты фильмов с участием Гурченко...
Все поклонники ее таланта вспоминали удивительный оптимизм, харизматичность, обаятельность и неувядающую красоту актрисы.
- Веселая, всегда в настроении, несмотря ни на что! А какая она была способная, внимательная, как она быстро черпала! Увидела послевоенные фильмы с Марикой Рёкк - как она там чечетку отбивала - тут же выучила движения. Пела, и танцевала, и на гитаре играла, - внушала какая-то бабушка своему внуку.
Почтить память Людмилы Гурченко пришли знаменитые режиссеры: Эльдар Рязанов, Сергей Соловьев, Дмитрий Бертман, певица Надежда Бабкина, композитор Аркадий Укупник, фотограф Екатерина Рождественская, актеры Сергей Юрский, Олег Табаков, Александр Калягин, писатель Михаил Жванецкий а также многие другие деятели искусства и кино.
Финальной точкой прощания в ЦДЛ стал вынос гроба под несмолкаемые аплодисменты, как и положено провожать в последний путь великую актрису.
Гурченко похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилами Татьяны Шмыги и Вячеслава Тихонова.
"Карнавальная ночь", "Сибириада", "Вокзал для двоих", "Любовь и голуби", "Мама"... 54 года творческой деятельности (с 1956 по 2010-й) промелькнули как один миг.
Накануне прощания с Людмилой Гурченко известный кинорежиссер Андрей Кончаловский устроил брифинг для журналистов, где поделился воспоминаниями о великой актрисе.
- Еще один человек ушел из моей и из вашей жизни - Люся Гурченко.
Она, конечно, заслужила гораздо большего, чем получила при жизни и, как всегда, только сейчас, когда мы потеряли человека, мы начинаем понимать его масштаб и его талант.
До последних дней своей жизни Люся была несгибаема как личность - чрезвычайно сильная, мощная, самобытная. Трагический характер - я бы сказал так о ней. В Люсе всегда было две стороны: актриса и женщина, которой она хотела быть - и с другой стороны, человек бытовой, которым она не могла не быть, и в этом, наверное, была ее драма.
Она создала несколько изумительных по своей силе характеров и прожила часть своей жизни в абсолютном забвении. Помню, она приходила ко мне с Геной Шпаликовым, со своей маленькой гитарой, глаз не подымала и вообще была у нее в то время такая грусть в глазах... Но я ее не могу все равно вспоминать без улыбки. Все умирают, так уж устроена жизнь, но Люсю я буду вспоминать только в связи с веселыми, озорными, что ли, эпизодами нашей общей биографии.
Так, никогда не забуду, когда мы ждали ее на съемках "Сибириады" и узнали, что она сломала ногу. Я, наверное, поседел при этом известии - мы снимали в Сибири, далеко, и трудно было надеяться, что мы в ближайшее время увидим Гурченко. Приехала! С палкой! И говорит - я не знаю, что делать, я не могу не хромать. Хромай! - говорю ей. - У меня Ася хромала (актриса Ия Саввина в фильме Андрея Кончаловского "История Аси Клячиной". - Прим. ред.), и ты похромаешь. Но она, преодолевая боль, ходила-таки как женщина, бедром еще качала... Там была сцена, где они с героем Никиты Михалкова занимаются под плащом любовью, и мы всей группой боялись - лишь бы Никита не сломал ей ногу еще раз. Но сцена получилась чрезвычайно эротичной, естественной, Люся, молодец, все выдержала.
В ней был героизм, самоотдача и те, кто видел ее на экране будут помнить ее, как изумительную русскую душу с крепким характером, а те, кто знал ее лично, будут помнить ее как красивую, женственную и, конечно, невыносимую женщину - если она уж захочет быть невыносимой. Будем помнить ее такой, какой она была.
Что же касается обстоятельств ее смерти, то могу сказать лишь то, что каждый человек чувствителен к вторжению в его личную жизнь, но что касается публичных людей, то, уверен, они должны вырабатывать в себе иммунитет к этому, иначе не стоит рисковать и выносить себя на суд публики. Удалось ли это Гурченко - не знаю, не могу судить...
Подготовил Андрей Васянин