Минэкономразвития подготовило поправки в закон о госзакупках и Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые должны обеспечить открытость и прозрачность деятельности заказчика. Ведомство предлагает установить административные штрафы за нарушение заказчиком условий контрактов, касающихся порядка оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Данный пробел в законодательстве в настоящее время позволяет заказчику манипулировать поставщиками. Очень часто предприниматели жалуются на несвоевременную оплату контрактов. На сегодняшний день выход только один - это устанавливать ответственность за неисполнение обязательств в контракте. Если данная ответственность не установлена, то по закону предприниматель может в судебном порядке потребовать выплаты пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной ЦБ, за каждый день просрочки. Существует судебная практика, когда подрядчики или поставщики выигрывают такие иски. Поэтому несвоевременная оплата не способствует развитию системы размещения заказов, а также не способствует повышению уровня конкуренции. Бывает другая ситуация, в контракте заказчик указывает пункт "расчет по мере поступления денег...". Если такой пункт есть, то контракт составлен неграмотно, так как по закону должен стоять конкретный срок или событие и никак иначе.
Более того, необходимо предусмотреть возможность заказчику законодательно производить оплату по контракту уже за вычетом образовавшейся неустойки (штраф, пени) у поставщика, оптимизируя процесс взаиморасчетов. Сейчас заказчик сначала выполняет оплату по контракту поставщику, а затем поставщик (на основании соответствующего решения) производит оплату образовавшейся неустойки (штраф, пени) обратно заказчику.
Вообще система госзаказа в настоящее время сталкивается с большими сложностями. Это вызвано значительными изменениями в экономических отношениях и нормативной правовой базе. Между тем размещение госзаказов является лишь одним из этапов в процессе реализации государственного спроса на товары, работы и услуги. В современной экономической среде государственный спрос реализуется в результате установления взаимных прав и обязанностей государственных заказчиков и иных сторон возмездных соглашений - государственных контрактов в соответствии с подлежащими исполнению процедурами. Кроме того, госконтракты являются одним из основных инструментов практического исполнения бюджета, реализации программ социально-экономического развития.
Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства о размещении заказов обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы размещения заказов, с другой - имеющимися разрывами между стадиями планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов.
На мой взгляд, необходимо регламентировать отношения на всех стадиях размещения заказов, в том числе на стадиях планирования закупок и исполнения контрактов. Однако необходимо сохранить положительные результаты, достигнутые в ходе реформирования системы размещения заказов, в том числе сформированную единую для всей страны законодательную основу, поскольку именно в развитие закона 94-ФЗ принято более 30 подзаконных актов, регламентирующих данную сферу.
С момента вступления в силу закона 94-ФЗ ситуация с размещением государственного и муниципального заказов в РФ принципиально изменилась. Во-первых, за счет того, что со стороны заказчика исключена возможность выставления произвольных требований к участникам размещения заказа, всем предпринимателям обеспечили равный доступ к госзаказу. А также у предпринимателей появилась возможность оперативно защищать свои права в сфере госзаказа всего за пять рабочих дней, что невозможно сделать ни в одной из других сфер в экономике страны. Во-вторых, исключена возможность произвольного изменения условий заключенных контрактов, в том числе в сторону увеличения их цены. Если мы посмотрим практику до применения данного закона, то это было почти повсеместно и изначально порождало коррупцию при принятии решений о необходимости таких изменений, а также практически исключало возможность победы в торгах неаффилированных с заказчиком участников. В-третьих, заказчики научились устанавливать квалифицированные требования к закупаемой продукции, что позволяет им получать более качественную продукцию и в требуемые сроки.
В целях повышения конкуренции в сфере размещения заказов введены аукционы в электронной форме, которые обеспечивают большие возможности для участия предпринимателей в размещении заказов, снижают уровень коррупции и возможности для сговора и, как следствие, позволяют более эффективно расходовать бюджетные средства. С 1 января 2011 года начал работать единый общероссийский портал, на котором размещается вся информация о всех заказах в стране.
Несмотря на положительные изменения, закон 94-ФЗ имеет ряд существенных недостатков, поскольку он не регулирует отношения, связанные с вопросами планирования закупок, исполнением контрактов и комплексным анализом полученных результатов. А именно, в настоящем законе отсутствует система планирования госзаказа, что не позволяет большинству предпринимателей заранее подготовиться к размещению заказов. Поэтому, если законодательно установить обязанность заказчиков осуществлять планирование закупок, предусмотрев планирование в три периода: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное, при этом используя единое экономическое пространство страны, то есть размещать данные планы на существующем общероссийском портале. Данная мера создаст конкурентную среду не только предпринимателям, но и заказчику, так как привлечет большее количество участников при проведении торгов. Также в настоящее время у заказчика нет возможности устанавливать инновационные требования к закупаемой продукции и нет ограничений по выбору предмета закупки продукции так называемого премиум-класса. Одна из главных проблем, которая пока не решена законом о госзакупках, определение начальной цены контракта, так как до сих пор отсутствует четкий регламент установления начальной (максимальной) цены контракта.