После окончания острой фазы мирового кризиса перед Россией и странами СНГ возникла необходимость пересмотреть роль государства в экономике. Ведь в результате предпринятых антикризисных мер масштабы участия государства в экономике многократно возросли. Причем однозначного ответа, сколько государства нужно в экономике для успешного развития страны, до сих пор нет. Да и мировой опыт не дает однозначного ответа на этот вопрос.
На Западе исторически сложился минимальный уровень присутствия государства в бизнесе. В восточных странах государство не только регулирует рынки, но и само является активным участником. Примеры Сингапура, Южной Кореи, Малайзии доказали, что государство может быть эффективным собственником. Но из всех стран СНГ пока только Казахстан целенаправленно идет по пути "азиатских тигров".
В первую очередь Астана использовала опыт Сингапура, где все государственные активы были объединены в рамках одной структуры.
Сингапурский фонд Temasek является одним из крупнейших фондов мира и уже стал активным инвестором в экономику других стран. В Казахстане все крупные государственные активы входят в Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына".
Эта модель позволяет находить баланс между интересами государственных компаний и их собственником - государством.
"Основная задача нашего фонда - повышать добавленную стоимость активов за счет более высокого качества управления, координации развития экономики", - поясняет глава фонда Кайрат Келимбетов.
Кроме того, большое внимание уделяется здесь и стимулированию его менеджеров. Так, например, в "Самрук-Казыне" введен конкурс на все должности, есть система оценки труда по ключевым показателям, которая нацелена на результат, а не на процесс.
И самый важный вопрос - это модернизация. "Крупнейшие компании в традиционно сильных отраслях - нефтедобыче, металлургии, транспорте, телекоммуникациях, энергетике, которые объединяет фонд, должны стать центром инновационных и технологичных кластеров в этих и смежных отраслях, например, в нефтехимии, машиностроении", - считает Кайрат Келимбетов. В Казахстане считают, что эта стратегия, которой придерживаются Норвегия, Канада и Австралия, более эффективна.
Если опираться на статистику, то у Казахстана пока все получается. Из всех стран СНГ именно Казахстан быстрее всего вышел из кризиса и стал наращивать темпы развития. В 2010 году рост ВВП страны составил 7%. Да и в течение всех последних лет Казахстан опережал соседние государства по темпам роста экономики.
Может, и в других странах СНГ, где присутствие государства остается значительным, изучить опыт казахстанской модели управления государственными компаниями?