Музей и война. "…Всего час разделяет два полярно разных мира, олицетворением которых для меня стали именно музеи. Вернее, один музей - единственный на всю Чечню, чудом сохранившийся музей Льва Толстого" (В.И. Толстой. "Страницы из дневника" / Вестник Ассоциации музеев России "Мир и музей", выпуск 5, 2000).
История возникновения этого музея, как и его жизнь, складывалась из судеб людей, судеб коротких и долгих, героических и самых обыкновенных. Этим она очень напоминает древнюю чеченскую башню, где каждый камень, в зависимости от своего веса и формы, занимает единственно свое место в общей конструкции, к счастью и несчастью пока не достроенной. Хотя, если верить своим глазам и жителям станицы Старогладковской, в Чечне не бывает совсем достроенных домов: "Закончив постройку дома, чеченец сразу начинает к нему что-нибудь пристраивать".
Галерея времен, героев и судеб, реальных и вымышленных, прожитых и написанных. Век девятнадцатый, век двадцатый, век двадцать первый. Молодой граф Толстой и старый станичник Ерошка, офицер Оленин и казачка Марьяна, чеченец Садо Мисербиев и кавказский пленник Жилин.
Школьные учителя супруги Иван и Надежда Радченко, корреспондент "Литературной России" Г. Юровский и скульптор В. Астапов, директор музея Хусайн Загибов и партийный лидер Доку Завгаев, первый Президент Ичкерии Джохар Дудаев и первый Президент Чеченской Республики Ахмад-Хаджи Кадыров, его сын нынешний президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров и сын покойного директора музея Салавди Загибов, праправнук Л.Н. Толстого директор музея-усадьбы "Ясная Поляна" В.И. Толстой и праправнук его кунака Садо Мисербиева, руководитель молодежного движения республики Садо Мисербиев.
Теперь уже трудно определить, кто более реален, а кто более вымышлен - исторические личности или литературные герои.
Воистину диковинная по сложности конструкция, да и по прочности диковинная. Не всё в Чечне пережило трудные годы. И ещё - вселяет надежду кровная преемственность: сын покойного Президента республики и сын покойного директора Музея, праправнук великого писателя и праправнук его верного друга. С них спрос не только от современников и потомков, но и от предков, а это, согласитесь, очень серьезно. Я до сих пор хорошо помню седую бороду своего прадеда и крепкую руку деда.
Война и музей - это как война и мир. На протяжении всего военного лихолетья Музей в Старогладковской был островком мира, а когда пришла третья военная кампания, стал его предвестником.
Военные были очень удивлены, когда к ним пришла делегация из лежащей на пути войск станицы, и немолодой чеченец попросил не стрелять в сторону селения. Потому что боевиков там нет, но … есть музей Льва Толстого, а ещё есть школа, в которой учатся дети, которых учат русские учителя, потому что есть музей Толстого.
Ещё больше военные были удивлены, когда, приехав в станицу, увидели музей Толстого и памятник Толстому, и школу имени Толстого, и русских учителей. А ещё войсковые командиры встретили в станице много молодых мужчин, которые не воевали против русских.
Немолодой чеченец оказался директором Музея Хусайном Загибовым и провёл для военных экскурсию. Провёл по всем правилам и канонам этой непростой, совсем забытой к тому времени в республике профессии.
В станице рассказывают, что один из русских генералов сильно матерился по телефону, выйдя после экскурсии во двор Музея. И еще шёпотом добавляют, что ругался в сторону Москвы. Да простит его древняя наша столица, иногда и мат бывает благозвучен. Уж куда благозвучнее канонады.
Генералов невозможно изменить, но изредка можно убедить. Я думаю, что посещение Музея повлияло на весь дальнейший ход этой войсковой операции. Может быть, генералы теперь видели не только направления и цели, но и русского писателя Льва Толстого в окружении живых Людей.
Через несколько дней пришла очередь удивляться жителям станицы Старогладковской. Тульские десантники, - в станице хорошо помнят, что именно тульские, - привезли для первоклашек новенькие, пахнущие магазином ранцы и такие же новые, пахнущие типографской краской учебники. Жителям выдали объёмистые продуктовые наборы, а работники Музея впервые за три года получили скромную зарплату. Но ведь получили! Это был 1999 год.
В 2000 году сюда приехал потомок Л.Н. Толстого, директор Яснополянского музея Владимир Ильич Толстой. Приехал "восстанавливать прерванные войной контакты". Цитатой из его воспоминаний о поездке я и начал свой рассказ.
Это был Поступок. Поступок, положивший живое начало качественно новым отношениям между двумя музеями. А может быть, между двумя народами?..
За недолгие годы работы в Ясной Поляне я неоднократно бывал на Северном Кавказе, ездил по Чечне и Дагестану, знакомился с разными людьми, ночевал в их домах, ел и пил с ними за одним столом. Принимал гостей с Кавказа в своем доме, работал и отдыхал вместе с ними. Мы вместе с аварцами выбирали, везли и устанавливали в Пироговских имениях графов Толстых (отдел Музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна") в Тульской области памятный камень их земляку Хаджи-Мурату - последнему герою последней повести великого писателя и "всем погибшим в кавказских войнах".
Совместно с Министерством образования Чеченской республики отдел, которым я имею честь руководить, в 2009-2010 годах проводил конкурс "Кавказ в жизни Л.Н. Толстого" для чеченских школьников. А главное, я в составе жюри читал и смотрел пронзительные по искренности творческие работы детей.
Все это дает мне право с полным пониманием утверждать, что сегодня Толстой один из немногих, а скорее, даже единственный со стороны России мостик, через который можно попробовать построить принципиально новые, равноправные и равнообязанные отношения между народами. Именно между народами, а не между бездушными и безличными регионами, субъектами федерации и экономическими зонами. И здесь, как ни крути, музеям не обойтись без основательной государственной поддержки.
Проводя награждение победителей конкурса в Литературно-этнографическом музее Л.Н. Толстого в станице Старогладковской, я испытывал нестерпимый стыд. Да, мы вручали детям замечательные книги, написанные замечательными писателями и подписанные потомком великого Толстого. И вручал их замечательный человек, заслуженный врач, депутат Государственной Думы России Алид Кожалович Яхихажиев.
Но…
На вопрос детей, поедут ли они в Ясную Поляну, я не смог им этого пообещать. Была договоренность с директором Музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" обеспечить детей бесплатным проживанием, питанием и экскурсиями по Ясной Поляне и Туле.
Но…
Снова "но…"
Яснополянский музей не был в состоянии оплатить школьникам и учителям затраты на дорогу. Музеи, даже всемирно известные, увы, не отличаются большими финансовыми возможностями.
И ещё…
Мы с чеченскими детьми, учителями и работниками Музея стояли на крыльце прекрасного нового здания. По личному распоряжению Президента Республики Рамзана Ахмад-Хаджиевича Кадырова на строительство были выделены крупные ассигнования, и эти средства вовремя и качественно освоены, свидетельством тому новое прекрасное здание Музея.
И снова "но…"
На реставрацию экспонатов, разработку и создание экспозиции "под ключ" необходимо ещё около пятнадцати миллионов рублей. Без них здание пустует. Нет экспозиции - значит, нет Музея. Музея, выстоявшего и не прекратившего своей работы в течение всех лет политической смуты, вооруженного противостояния и экономического безвременья.
Ушел из жизни Хусайн Загибов, человек, двадцать три года денно и нощно сохранявший и приумножавший собрание Музея, ценой собственного здоровья спасший и сберегший его. Закончились жизненные силы организма, истраченные человеком на самое главное для него дело, но жизненные силы Музея не должны заканчиваться, и он не должен умереть. К счастью, у Хусайна Загибова есть сыновья, и старший из них, Салавди Хусайнович, теперь директор музея. И поэтому есть надежда, что Музей будет жить. Как есть надежда, что будет жив мир, пока есть сыновья, продолжающие дело отцов, внуки, продолжающие дело дедов, потомки, хранящие живое слово и живую память своих предков.
Уважаемые наши политики, экономисты и финансисты! Спросите у нас, музейщиков: сколько вам нужно и на что? Мы скажем, на что, а грамотные бухгалтеры посчитают, сколько. Поверьте, мы отчитаемся за каждый потраченный рубль. И он прорастет добрыми всходами, уменьшив ваши затраты на детекторы металла, камеры наблюдения и боеприпасы.
Может быть, я что-то рассказал не так, как это было на самом деле, но так это помнят и рассказывают Люди. Теперь это уже история. Их история.
Может быть, я лелею напрасные надежды? Может быть. Но я романтик, романтик Музея. И я не один.
Справка "РГ":
В 1959 году в станицу Старогладковская из Украины приезжают супруги Иван и Надежда Радченко.
В 1964 году по совету корреспондента "Литературной России" Г.А. Юровского начато создание в станице музея Л.Н.Толстого.
В 1965 году открыт школьный краеведческий музей.
В 1978 году, к 150-летию со дня рождения Л.Н.Толстого, установлен памятник писателю работы ленинградского скульптора В.В. Астапова.
В 1981 году приказом министра культуры ЧИ АССР музей становится филиалом Чечено- Ингушского краеведческого музея.
В 1984 году сотрудниками Государственного музея Л.Н.Толстого и оформительского комбината г.Москвы создаётся новая экспозиция. В этом же году скончался И.К. Радченко и директором музея становится его супруга Н.М.Радченко.
С мая 1985 года музей возглавляет Х.Х. Загибов. В это время музей посещает глава республики Д. Завгаев.
В 1992 году музей посещает президент Ичкерии Д. Дудаев.
В 2000 году в музее побывал праправнук писателя, директор музея-усадьбы "Ясная Поляна" В.И. Толстой.
В 2001 году в работе конференции, посвящённой 150-летию приезда Л.Н.Толстого на Кавказ, участвует первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров.
Во время военных конфликтов Х.Х. Загибов сохраняет музей и продолжает экскурсионную деятельность.
В 2008 году уходит из жизни Х.Х. Загибов и его дело продолжает старший сын Салавди Загибов.
Х.Х. Загибов - заслуженный работник культуры Ичкерии, заслуженный работник культуры Чеченской Республики, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", лауреат премий имени В. Высоцкого "Своя колея" (2007) и интеллектуального центра Чеченской Республики в номинации "Подвижничество".
В 2008 году по распоряжению Президента Чеченской Республики Рамзана Ахмат-Хаджиевича Кадырова строится новое здание музея.
В ноябре 2009 года в присутствии В.И. Толстого состоялось торжественное открытие нового здания Литературно - этнографического музея Л.Н. Толстого в станице Старогладковской - филиала Национального музея Чеченской Республики.