Миллионы вкладчиков, которые придут в кинотеатры, чтобы посмотреть на реальную судьбу Сергея Мавроди, вновь почувствуют себя обманутыми.
Потому что фильм "ПираМММида" (на экранах - с 7 апреля) хоть и сделан на основе книги самого Мавроди, но совсем не о нем. Такой вывод можно сделать, даже не читая книгу. Перефразируя Агнию Барто, скажем: "Вот, например, к Мавроди пристало слово "вроде". Авторы картины "берут выше" - пытаются философски осмыслить происходящее в 90-е годы в России и дальше переходят к теме роли отдельно взятой талантливой личности в системе власти и финансов (здесь - синонимы) на примере конкретной страны.
Вот почему весь фильм не можешь отделаться от ощущения, что тема уже была проговорена. И не кем-то, а братьями Стругацкими. И относительно недавно о ней напомнил крупный отечественный блокбастер с солидным бюджетом "Обитаемый остров", где Странника и Умника играли все те же Алексей Серебряков и Федор Бондарчук, которые в "ПираМММиде" соответственно играют Сергея Мавроди и олигарха, купившего Останкино. Об "Острове…" еще напоминает молодой актер Петр Федоров, а также артисты Юрий Цурило, Алексей Горбунов и Анна Михалкова, плавно "перекочевавшие" из одного фильма в другой. Из Михалковых в фильме есть еще и Артем, что заставляет поначалу воспринимать слова персонажа Федора Бондарчука о том, что он "вхож в семью", по отношению вовсе не к семье президента, о которой речь в картине.
Впрочем, президент времени смутных 90-х в фильме не появляется, зато одна из самых странных сцен - заседание кабинета министров. В свете зеленых настольных ламп сидят члены правительства - собирательные образы - представители той системы, которая либо примет, либо нет математика - финансового гения, чья фирма "прокручивает" у себя треть денежного бюджета страны. Этот же вопрос, как ни странно, актуален и сейчас, когда о судьбах талантливых ученых говорят на самом высоком уровне.
Продюсер картины Сергей Ливнев (человек, которого в творчестве "шатает" от одной крайности к другой - на одной чаше весов "Серп и Молот" и "Страна глухих", на другой - "Гитлер капут!", три фильма "Любовь в большом городе" и "Служебный роман. Наше время"), отвечая на вопрос обозревателя "РГ" о кастинге, сказал, что никаких принципов отбора не было. Единственное - в роли Сергея Мавроди, по фильму Сергея Мамонтова (фамилия сразу навевает ассоциации с богатством и меценатством), он видел только Алексея Серебрякова. Ливнев же сказал нам, что фильм планируется к прокату только в России числом 300 копий, хотя за этими словами, мне показалось, существует некая недоговоренность.
Понятно, что именно люди нашей страны, где в каждой семье есть хоть один человек, хотя бы единожды, но отнесший деньги в "МММ", пойдут смотреть фильм с особенным "мазохистским" удовольствием. Вспомнить, "как молоды мы были", какими ягнятами в поле дикого капитализма оказались. Пойдут за ответом на вопрос: "До каких пор мы будем позволять себя обманывать?" Но фильм, однако же, сделан так, чтобы угодить зрителю западному. Мол, смотрите, какой дикий капитализм! Какие 90-е! Какие безнаказанность и бессистемье! Деньги считали не кейсами и коробками из-под ксерокса, а вагонами, при этом, часто не имея копейки в кармане. Некоторые трюки, комиксовость и диалоги словно перенесены из Голливуда один в один. Впрочем, спроси об этом у авторов картины, наверняка ответят что-то об общем всемирном киноязыке. В российской реальности, изображенной в фильме, почти все время присутствует некая лубочность - взять хотя бы сцену, когда глава финансовой пирамиды Мамонтов приезжает покупать "Чайку" в деревенский домик, где обитает раздолбай, студент физтеха Антон - герой Петра Федорова. И тем дороже после этого эпизода другой - когда уже в "Чайке" - машине, которую едут оформлять, два технаря-вундеркинда начинают решать задачки и просчитывать финансовые возможности в эпоху смутного времени. Хотя видно, что актер Петр Федоров с цифрами не накоротке, но все это напоминает тех математиков, которые благодаря своим выкладкам и расчетам обыгрывали крупнейшие мировые казино.
Фильм "ПираМММида" сделан очень хорошо с точки зрения кинематографической: прекрасно снят (оператор Горан Павичевич), сюжет захватывает. Но стоит подумать о возможной документальной картине об МММ, где ничего не нужно добавлять, никакого художественного вымысла (достаточно только привести целиком без комментариев рекламную компанию про Марину Сергеевну, которая никому не верит, и Леню Голубкова, купившего жене сапоги), и станет ясно, что этой "докудраме" проиграет любой художественный фильм. Вот почему и в своей картине "ПираМММида" авторы опираются на реальные факты (шесть месяцев накопления крупного капитала, билеты, которые были дороже, чем любая мировая валюта; 20 миллионов вкладчиков, 980 из которых стали долларовыми миллионерами; бесследно исчезнувшие акции "Газпрома"), однако все же смешивая их с придуманными историями, способными повлиять на доверчивого зрителя не меньше, чем некоторые из ходов реального Мавроди.
К слову, о Мавроди. Он фильм не видел, и думается, что картина вызовет у него такую же реакцию, как и у актера Серебрякова суета вокруг его персонажа. Он живет в другом мире, и ему все это не интересно. Именно эта увлеченность своими мыслями и отрешенность от реальности Серебряковым сыграны отлично. И кстати, ставка на Серебрякова в картине оправдывает себя в наибольшей степени. Он сейчас, что называется, "на волне". В каждом из сыгранных им персонажей все четче проступают черты личности самого актера, и становится ясен размер его настоящего дарования. Есть масштаб финансового гения, есть - актерского. В данном случае они совпали. И даже реальный Мавроди, посмотрев фильм, думаю, это бы оценил.
В фильме есть персонажи, появление которых не оправдывает себя. Так, например, авторам явно хотелось напомнить об актрисе Екатерине Вилковой, без которой редко сейчас обходится какой-нибудь приличный отечественный фильм. И в "ПираМММиде" ей предложено опять сыграть журналистку - причем и фото-, и пишущую одновременно. Роль журналистки Вилкова играла уже, по меньшей мере, в двух картинах. И когда после фильма "Самка" видишь ее в той же роли, так и кажется, что сейчас услышишь: "Лариса Дебомонова - "Южно-Уральские новости", специально для… фильма "ПираМММида".
Сергей Ливнев, продюсер:
- Фильм был задуман три года назад, после того как в 2007 году Мавроди отсидел срок и вышел. Вскоре после этого мне попала в руки его рукопись. Мой товарищ - Бахыт Килибаев, который в свое время создавал ролики про Леню Голубкова, показал мне книжку Мавроди. Я, пока ее не прочитал, спать не лег - было очень интересно. В ней было много рассказов и повестей. И была повесть "ПираМММида". Мне показалось, что это - потрясающая история, которую нужно превратить в кино. Тогда же я поговорил с Алексеем Серебряковым. Дал почитать. И… сценарий уже писался под него.
Мне представляется, что история "МММ" - то, что произошло в 1994 году, - один из поворотных моментов в истории России. Это не была просто афера, а что-то глобальное, что могло повернуть по-другому историю страны. Собственно, об этом мы и делали фильм. Этот человек почувствовал уникальный момент, когда страна приватизировалась - из социалистической должна была превратиться в капиталистическую. Все приватизировалось. Он понял, что в головах полный разброд и шатание, а в людях, которым 70 лет говорили, что стыдно быть богатыми, проснулась алчность и жадность, и они стали без удержу обогащаться. Плюс Мавроди первый оценил мощнейшую силу масс-медиа и провернул беспрецедентную рекламную кампанию, чтобы собрать с населения деньги - с банков бандформирований, с бухгалтеров фирм, которые "крутили" деньги, отложенные на зарплату, старушек-пенсионерок. Принцип был прост - он обещал, что завтра вернет больше, чем сегодня взял. Делал это для того, чтобы купить то, что тогда дешево продавалось на аукционах. Например, акции "Газпрома" и АвтоВАЗа. Все это вошло в жесткое противоречие с планами тех, кто судьбу всей этой собственности видел по-другому. И Мавроди не дали этого сделать. На тот момент, когда его арестовали, под его контролем по разным сведениям было от 50 до 70 миллиардов долларов - треть бюджета страны. Еще пару месяцев, и власть бы автоматически упала в его руки. Поэтому я и говорю, что все могло бы быть иначе. В истории не так много таких моментов - путч 1991 года, расстрел парламента, выбор Ельциным преемника. И если остальные моменты очевидны, то история "МММ", таким образом, не рассматривалась. И мы хотели открыть тайную страницу истории.
Сценарий фильма следует той канве событий, которая была изложена в повести Мавроди, но достаточно сильно расходится с ней. Мы привнесли много другого - целые сюжетные линии. И представили свой взгляд на события.
Алексей Серебряков, актер:
- У нас не было задачи играть Мавроди. Я и не играл. Я не знаком с ним. Ни разу не разговаривал и не особо им интересуюсь. Мы снимали картину для большого экрана, для широкой зрительской аудитории. Есть определенные законы, в том числе жанровые, которые диктовали нам, что персонаж должен быть именно таким, и вызывать определенное чувство жалости. Он - идеалист. Мамонтов - некий собирательный образ человека, который хочет изменить мир. Привязанный, конечно, к "МММ". Я с удовольствием бы сыграл Мавроди, но уже в драматической картине в жанре авторского кино. Но это немного другая история.
Для роли я нигде ничего не подсматривал: не занимаюсь этим в своей работе уже давным-давно. Пока достаточно моей фантазии.