06.04.2011 00:29
Общество

Эксперт: Для организации неотложной помощи нужны серьезные финансовые вложения

Скорая помощь отличается от неотложной
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Федеральный выпуск: №72 (5448)
Читать на сайте RG.RU

В регионах продолжается реорганизация работы экстренной медпомощи.

Суть изменений: на долю бригад "скорой" остаются тяжелые случаи, требующие госпитализации и лечения под непрерывным наблюдением врачей. Параллельно со "скорой" организуется служба неотложной помощи при поликлиниках, когда вместо экстренной бригады к пациенту выезжает участковый или дежурный врач. В тех случаях, когда жизни пациента его заболевание не угрожает и лечить его можно на дому.

Такое разделение, говорят в минздравсоцразвития, помогает разгрузить "скорую помощь", сократить время ее прибытия на вызов и ускорить госпитализацию, а также экономнее расходовать бюджет. По словам главного специалиста минздравсоцразвития по скорой медпомощи, директора НИИ Скорой помощи им. И.И. Джанелидзе (Санкт-Петербург) Сергея Багненко, норматив приезда бригады "скорой" к пациенту после вызова составляет 20 минут. Он един для всей страны, но регионы имеют право корректировать его - но только в лучшую сторону. Однако на деле норматив этот соблюдается далеко не всегда.

С 1 апреля 2011 года, как уже сообщала "Российская газета", службы неотложной помощи появились при некоторых московских поликлиниках. К концу года новая система экстренной медицинской помощи должна охватить всю территорию столицы.

В Татарстане эксперимент начался еще раньше: летом прошлого года в Казани были выбраны три поликлиники, при которых организовали выезды "неотложки". При этом эксперимент не ограничивается только разделением скорой и неотложной медицинской помощи. Главное нововведение, отраженное в приказе минздравсоцразвития от 2 августа 2010 г. N 586н, - это создание в крупных больницах (более 400 коек) специализированных отделений экстренной медпомощи. Основная цель - выстроить преемственность в оказании помощи, чтобы исключить разрыв между догоспитальным этапом (когда пациента везут в больницу, оказывая помощь уже в автомобиле или реанимобиле) и основным лечением - уже в условиях больницы. Этого второго этапа пациент ожидать не должен.

мнения

Владимир Молоков, главврач самарской городской станции скорой медпомощи:

- Идея разделения вызовов на скорые и неотложные в общем-то здравая, но все зависит от организации и выделенных под это ресурсов. В Самаре такое разделение уже практикуется. Но все упирается в нехватку машин и бригад неотложной помощи при городских поликлиниках. Отсюда конфликт с населением, которому кажется, что "скорая" и неотложка - это одно и то же. Если бы эта служба называлась "медобслуживание на дому", всем было бы проще, людям было бы понятно.

Мое личное мнение: система разделения вызовов будет работать, но нужны серьезные финансовые вложения, чтобы организовать крепкую неотложную помощь при поликлиниках, либо можно передать неотложку скорой помощи.

Виктор Васильев, начальник управления здравоохранения администрации Тулы:

- Идея не нова и нужна. Но для создания неотложной помощи необходимо сначала определить ее юридический статус, обсчитать экономику, ведь в штат поликлиники надо будет вводить дополнительных водителей плюс оплачивать дежурства медиков. Опять же что будет делать неотложка: только выписывать рецепты или оказывать какую-то медпомощь?

Альбина Малова, заместитель начальника управления здравоохранения Казани:

- Деление скорой медицинской помощи на экстренную и неотложную произошло еще в 2006 году, когда был принят федеральный закон N 258-ФЗ. И, на наш взгляд, это правильно. Мы проанализировали, сколько граждан и по какому поводу обращаются в службу "03". Если в 2007 году на тысячу казанцев приходилось 266,6 вызовов "скорой", то уже в прошлом году - 368,2. Причем сорок процентов звонков относится к категории неотложных вызовов, которые не требуют срочного медицинского вмешательства. Половина этих вызовов поступили в скорую помощь днем, когда все поликлиники еще работают. То есть люди не удут к участковому врачу, дожидаются, когда им станет совсем худо, и вызывают "03". Есть парадоксальные случаи. К примеру, к одной из казанских жительниц скорая за год выезжала 140 раз. Женщина страдает бронхиальной астмой. Каждый раз, когда у нее случается приступ, она звонит в скорую помощь. Если оценивать нагрузку, которая ложится в данном случае на бригаду "03", получается, что десять дней в году она ездит только к этой пациентке!

Такое потребительское отношение к скорой помощи, к сожалению, не редкость. Поэтому в Казани часть неотложных вызовов, поступающих на "03", передаются поликлиникам. Речь идет о таких жалобах, как, например, не связанная с травмой боль в спине, руке, ноге, подъем артериального давления у гипертоника, высокая температура и прочее.

Кроме того, в прошлом году мы получили новые автомобили, что позволило создать в двух наиболее крупных поликлиниках выездные бригады из врача, фельдшера и водителя. Это помогло снизить нагрузку на скорую помощь, повысить оперативность ее работы по экстренным вызовам.

Евгений Камкин, главврач городской станции скорой помощи Перми:

- В Перми давно существует служба неотложной помощи: в каждом районе города при амбулаторно-поликлинических учреждениях работают бригады для взрослых пациентов и детей. Но согласен, что сегодня следует усовершенствовать работу "неотложки", чтобы снизить нагрузку на скорую помощь, исключив непрофильные вызовы. Для этого мы предполагаем принимать все звонки на единый центральный пункт, диспетчеры которых должны определить, какая именно помощь требуется больному - скорая или неотложная.

Ирина Ларина, начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга:

- В Санкт-Петербурге уже есть опыт по выводу неотложной помощи в отдельные подразделения. Фактически мы пришли к тому, что к 2000 году подразделения неотложной помощи стали оснащены как отделения "скорой". При этом врачи, работающие в неотложке, не получали доплат, которые имели врачи "скорой помощи", хотя по факту они работали круглосуточно. Для того чтобы предотвратить отток кадров, пришлось преобразовать существующие отделения неотложной помощи при поликлиниках в отделения скорой медицинской помощи, в составе которых есть специалисты по неотложным вызовам. Работать они продолжали по территориальному принципу при районных поликлиниках.

Мы считаем, что созданная на сегодняшний день система функциональна и рациональна. И что-то изобретать вновь, например, выделять из этих отделений скорой медицинской помощи еще и отделения неотложной помощи, как в 1988 году, считаем нецелесообразным.

Подготовили:

Елена Шулепова (Тула),

Анна Шепелева (Самара), Ольга Кондрева (Казань), Марина Вяткина (Пермь),

Мария Бортновская (Санкт-Петербург)

Здоровье Татарстан Санкт-Петербург Пермь Самара Тула Северо-Запад Средняя Волга Центральная Россия Волга-Кама Пермский край Минздрав