Сегодня устойчивое энергетическое развитие является одним из важнейших условий стабильного роста мировой экономики. Россия активно участвует в реализации принципов глобальной энергобезопасности и энергоэффективности, противодействуя современным угрозам и вызовам на мировом энергетическом рынке.
В то же время в последние два десятилетия в этой теме определились новые аспекты. И в первую очередь это взаимоотношение стран-производителей, стран-потребителей и стран - транзитеров энергоресурсов, диверсификация источников и путей поставки углеводородов.
Это возможность участия для стран-потребителей в добыче и транспортировке нефти и газа. Позиции России и европейских стран по этим вопросам не всегда и не во всем совпадают, и различие позиций обусловлено наличием у каждой из сторон своих экономических интересов, а также отчасти непониманием или нежеланием понимать и учитывать другую точку зрения.
Представляется, что главное, что должно определять отношения России и стран западной Европы в этой области, - это обеспечение энергетической безопасности на основе долговременных соглашений и контрактов, выработки долгосрочной стратегии сотрудничества и неуклонной приверженности этой линии.
Примером такого конструктивного сотрудничества в этой области являются российско-германские отношения, начиная от соглашения "Газ - трубы" периода начала крупномасштабных поставок газа из Советского Союза в Европу до сегодняшних реалий - объединенных действий Газпрома и его германских партнеров на европейских рынках.
Федеративная Республика Германия выступает сегодня в качестве приоритетного и надежного партнера России в сфере энергетики. Бесспорно, весомым вкладом обеих стран в решение проблем глобальной и общеевропейской энергобезопасности является совместное продвижение проекта строительства газопровода "Северный поток", сооружение которого укрепит гарантии надежного энергоснабжения Европы на долгосрочную перспективу.
Мы удовлетворены ходом реализации этого проекта. Осенью 2011 года российский газ поступит в Германию, "вынырнув" из морских глубин вблизи Грайфсвальда. Далее газ пойдет по газопроводам OPAL и NEL. Это крупнейшие из строящихся инфраструктурных объектов Германии. Они создаются и будут эксплуатироваться также на основе российско-германской кооперации. Добыча природного газа Южно-Русского месторождения осуществляется на основе обмена активами между германскими и российскими предприятиями, а добытый совместно газ по газопроводам этой системы придет в Калининградскую область, Финляндию, Швецию, Нидерланды, Великобританию.
Газопроводы "Северный поток" и "Южный поток" после ввода их в действие обеспечат гарантированные поставки российского газа европейским потребителям вне зависимости от политических кризисов и борьбы политических сил в странах- транзитерах.
Экономика РФ в большой степени зависит от стабильности поставок энергоносителей в развитые европейские страны. Объем поставок российского газа составляет не более 25% в энергопотреблении стран Западной Европы. Снижение объемов промышленного производства в период экономических кризисов, переход на энергосберегающие технологии, перевод ресурсозатратных производств в развивающиеся страны влечет значительное снижение спроса на российские энергоносители, продукцию металлургии, минеральные удобрения и продукцию химической промышленности.
Таким образом, зависимость от экспорта энергоносителей из России в Европу является взаимной. Обе стороны имеют как выгоды от такого сотрудничества, так и факторы риска от чрезмерного роста экспорта.
Чрезмерное повышение цены на нефть и газ влекут, по недавнему заявлению председателя правительства РФ Владимира Путина в Брюсселе, неизбежный экономический спад и, в свою очередь, снижение потребления энергоресурсов и сырья.
В связи с этим хочется остановиться на еще одной сфере российско-германского сотрудничества в области электроэнергетики.
Действующее в странах Европейского экономического сообщества законодательство в области электроэнергетики ограничивает экспорт электрической энергии и мощности извне сообщества, предоставляя одновременно существенные преференции внутреннему производителю, в первую очередь в секторе возобновляемых источников энергии и использования вторичных энергетических ресурсов.
В большой степени в силу этого в течение последних двух десятилетий РАО "ЕЭС России" не смогло выйти на европейский рынок электрической энергии.
Однако в результате прошедшей в РФ реформы ситуация существенно изменилась. Электроэнергетический сектор экономики из монопольного перешел в конкурентный, действуют оптовый и розничный рынки электрической энергии и мощности. С начала этого года вся производимая в стране электроэнергия продается по рыночным ценам. Произведено разделение энергетических монополий на генерирующие, сетевые и сбытовые компании с запретом на совмещение этих видов деятельности. Проведена приватизация генерирующих компаний, имеющих активы, состоящие из тепловых электрических станций. В результате масштабной приватизации большая часть генерирующих мощностей перешла в собственность европейских энергетических компаний. Эти изменения в целом соответствуют европейскому законодательству.
Мы положительно относимся к новым собственникам, считая, что такой переход собственности будет способствовать техническому перевооружению отрасли, внедрению передовых технологий и оборудования.
В качестве примера такой модернизации приведу внедрение компанией EoN, являющейся собственником ТГК-4, на Шатурской ГРЭС парогазовой установки ПГУ-490, являющейся передовым образцом техники для отечественной энергетики. Компанией Enel, собственником ОГК-5, ведется строительство двух новых энергоблоков на Рефтинской ГРЭС с одновременным демонтажом старых мощностей. И таких примеров сегодня немало.
В свете прошедшей в России реформы энергетики, образования оптового рынка электрической энергии и перехода большой части активов в руки европейских компаний, возможно, имеет смысл возвратиться к вопросу о поставках российской электроэнергии и мощности в энергосистему ЕЭС. В связи с этим предложением имеет смысл и позиция России по так называемому "Третьему пакету". Возможно, европейским странам будет выгоднее покупать произведенную в России европейскими же компаниями электроэнергию, чем транспортировать в Европу газ для производства электроэнергии.
Разделение в электроэнергетике производства и передачи электроэнергии технически и экономически осуществимо. При транспортировке газа от месторождений Западной Сибири до стран Западной Европы на производство электроэнергии для его перекачки и заполнение самой транспортной системы (вспомните последние трения между Россией и Украиной по этому вопросу) тратится до 40% газа.
Разделение деятельности по производству и передаче газа при этих расстояниях и затратах приведет в лучшем случае к росту его цены (каждый субъект хозяйственной деятельности захочет иметь свою норму прибыли), а в худшем - к бесконечным конфликтам интересов хозяйствующих субъектов и перебоям в снабжении газом.
Помимо упомянутого фактора перехода собственности и соответствующей унификации технических требований к уровню технической базы необходимо указать территориальное приближение ЕС к Единой энергосистеме Российской Федерации. Я имею в виду страны Балтии и Восточной Европы, которые традиционно связаны с нашей энергетической системой. В этом плане нам, законодателям, стоит подумать об унификации требований законодательства об электроэнергетике и снятии противоречий в нормативной базе, которые позволили бы осуществлять такое сотрудничество.
Еще одним направлением сотрудничества является модернизация российской электроэнергетики и электротехнического машиностроения. В конце февраля я посетил город Рыбинск, где открылся новый цех по сборке газопоршневых установок на заводе ОАО "Сатурн - Газовые турбины". Новое производство пущено с участием всемирно известных фирм GE Energy Jenbacher, Caterpillar, MTU Onsite Energy Gmbh.
Недавно подписано рамочное соглашение между "ИНТЕР РАО ЕЭС", General Electric и государственной корпорацией "Ростехнологии" о создании совместного предприятия по производству газовых турбин мощностью 75 МВт.
Безусловно, опыт законодательства ФРГ и ЕС в целом в стимулировании использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов интересен российскому законодателю. На сегодняшний день наш базовый Федеральный закон "Об электроэнергетике" содержит необходимые положения о мерах государственной поддержки производства возобновляемых источников энергии, однако в силу ряда причин эти положения не работают. Сравнение законодательства и европейский опыт по созданию нормативной базы в этой области был бы безусловно полезен