Накануне "РГ" написала о намерении минфина слить Пробирную палату и Гохран в федеральную службу по контролю за оборотом драгметаллов и драгкамней - Росдрагконтроль. При этом меняется статус контролирующего органа - с госучреждения до федерального органа исполнительной власти.
Эксперты неоднозначно восприняли эту новость. По их мнению, только от перемены статуса службы количество нелегальной продукции на прилавках ювелирных магазинов вряд ли снизится. "Решение правильное, но есть опасность, что мы получим госконтроль без учета мнения бизнеса. А кто лучше него знает рынок?" - удивляется председатель комитета по драгметаллам Федерального межотраслевого совета "Деловой России" Флун Гумеров.
Основная причина, почему минфину потребовалось создавать Росдрагконтроль, в том, что с мая 2009 года Гохран и Пробирная палата не могут исполнять функции по контролю в сфере оборота драгметаллов и драгкамней (по нынешнему законодательству такие функции есть только у федерального органа исполнительной власти). По оценкам специалистов, за те два года, пока не было постоянного контроля над отраслью, возросло количество нелегальной продукции, что, в свою очередь, привело к росту нелегальной добычи металлов.
По словам Гумерова, параллельно с идеей создания новой службы обсуждалась и возможность создания при минфине общественного совета, в состав которого войдут частные компании. На рынке их более 30 тысяч. "У всех производителей разные условия работы. Государство не способно контролировать все это единолично. Нигде в мире у государства нет монополии на опробование", - говорит эксперт.
Председатель Совета Союза артелей старателей России Виктор Таракановский поддерживает коллегу. "В одном только Дагестане изготавливают до 2,5 миллиона фальшивок. Слабо себе представляю, как работа одного ведомства остановит этот процесс", - говорит он. Для себя рынок видит выход в создании саморегулируемых организаций.