Градостроительная политика столицы претерпевает серьезные изменения.
Ускоренными темпами началось строительство дорог. В городе появятся новые парковки, а метрополитен будет ежегодно прирастать на пятнадцать километров. Станет ли просторнее на городских магистралях? Смогут ли москвичи благодаря принятым мерам передвигаться по Москве с большей скоростью?
С обсуждения этих вопросов начался "Деловой завтрак" в "РГ" с заместителем мэра Москвы по строительству Маратом Хуснуллиным.
Куда ведут дороги
Российская газета: Марат Шакирзянович! Какие приоритеты в градостроительной политике выходят на первое место?
Хуснуллин: Надо понимать, что Москва - огромный живой организм и для того, чтобы этот организм хорошо работал, нужны продуманные, взвешенные решения. Принятые, безусловно, прежде всего исходя из интересов жителей и гостей города. Поэтому мы начали с анализа текущей ситуации. Сегодня есть четкое понимание того, что серьезнейшей проблемой столицы является транспортная ситуация. Впереди - большая, кропотливая работа. Заключается она в первую очередь в улучшении существующей улично-дорожной сети. По общепринятым мировым нормам, она должна составлять не менее 20 процентов от территории города, в Москве же составляет всего 8,7 процента. Простой пример. В Москве - около 4000 километров дорог, а в Сеуле (его площадь меньше) - 8000.
РГ: Будем стремиться к двадцати процентам?
Хуснуллин: Мы выбрали сразу несколько направлений работы. Сейчас 80 процентов населения столицы пользуется услугами общественного транспорта, значит, прежде всего надо думать о развитии общественного транспорта. Наша задача - создать условия, при которых пассажиры гарантированно смогут за определенное время в комфортных условиях добраться туда, куда им нужно. Поэтому мы переориентируем всю политику города. В первую очередь будут выделены полосы для общественного транспорта. Далее мы пошли на беспрецедентное решение по увеличению протяженности метро. За пять лет прибавится 75 километров линий! 15 километров в год! Напомню, что даже в советские времена, при всей организованности, больше 8 километров в год строить не удавалось.
Во-вторых, следует более эффективно использовать уже существующую дорожно-транспортную сеть. Все основные улицы перегружены сверх нормы, так как используются как стихийные паркинги. Официально в Москве зарегистрировано чуть больше миллиона парковочных мест. А автомобилей - почти четыре миллиона. По нашим оценкам, если создать цивилизованное парковочное пространство, то улицы "поедут" на 25 процентов быстрее. Задача, поставленная правительством Москвы, - создать до 2015 года 1 872 000 машино-мест.
Место есть
РГ: До сих пор городу не удавалось решить эту проблему.
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
Хуснуллин: Первое, что можно сделать быстро, - привести в порядок дворы. Создать в каждом из них дополнительно не менее 30 парковочных мест. Это реально, так как выделены деньги, этим занимается департамент жилищно-коммунального хозяйства...
РГ: Неужели все детские площадки застроите?
Хуснуллин: Детские площади никто не тронет. Это железное решение. Мэром поставлена задача - все московские дворы должны быть благоустроены. Неблагоустроенную детскую площадку благоустроим, озеленим, сделаем дорожки. Очевидно, что единого трафарета для всех московских дворов быть не может, нужно учесть исторические и архитектурные особенности каждого из них. В одном месте будем организовывать экопарковки, в другом - некапитальные механические парковки, "карманы". Таким образом, уже в этом году жители получат более 400 тысяч организованных машино-мест. Одновременно занимаемся и организацией парковочного пространства непосредственно на улицах и дорогах. Раз в неделю я провожу заседание штаба с участием префектов, руководителей заинтересованных служб, где мы по каждому округу решаем, где и какие мероприятия можно провести. За последние два месяца нашли 60 тысяч таких машино-мест. Это трудная незаметная работа, но она позволяет создавать парковочные места без больших затрат.
Ну и третья возможность - строительство новых паркингов. В Москве сейчас строится 308 подземных, надземных, механизированных, временных паркингов, а также из легких конструкций. С их вводом в городе добавится в этом году 110 тысяч машино-мест.
Сколько это стоит
РГ: А что будет с программой "Народный гараж", вызвавшей неприятие у многих москвичей?
Хуснуллин: Она сыграла свою роль: город получит 50 тысяч машино-мест. Но в ходе ее реализации были допущены ошибки. Самая серьезная из них была допущена в географическом размещении. Находили земельный участок, условно говоря, на окраине, размещали там большой паркинг, а желающих ставить там машины нет. Результат: деньги вложили, а паркинг пустует. В центре сложилась другая ситуация - большие парковки построить не удалось - разместили на 100-200 машино-мест. Новые машино-места разлетались как горячие пирожки, но город остался в убытке - за объявленную цену в 350 тысяч рублей здесь гараж не построишь. Его реальная себестоимость - 500 - 600 тысяч рублей.
РГ: Так сколько все-таки должен стоить "народный гараж"?
Хуснуллин: Точно скажу после завершения работы специалистов. Но новая концепция гаражного строительства уже подготовлена. Я считаю, что стоимость машино-места должна отвечать реалиям, полностью соответствовать тому району, в котором построен гараж. Где-то она будет выше, где-то ниже, в зависимости еще и от типа гаражей. Не исключено, что на окраинных в перехватывающих парковках вполне могут быть и бесплатные машино-места (мы готовы их строить за счет бюджета, чтобы люди могли там оставлять свои машины и добираться до центра на общественном транспорте). Это будут полноценные перехватывающие паркинги. Если же говорить о машино-месте, продаваемом в собственность, то я думаю, там цена будет от 250 тысяч на больших парковках, где идет массовое индустриальное строительство. А сколько парковка будет стоить в центре города - покажет рынок. В любом случае от термина "народный гараж" мы будем уходить.
РГ: Внешний облик гаражей тоже изменится?
Хуснуллин: Согласен, он далек от совершенства. Мы подготовили целый ряд проектов, сейчас проводим научно-технический совет, подсчитываем, сколько будет стоить в том числе и "доведение до ума" внешнего облика гаражей. Красота ведь тоже стоит денег, и тут надо найти золотую середину. Особенно надо обратить внимание на внешний облик гаражей в центре столицы. Посмотрите, на Западе многоэтажные механизированные парковки выглядят как современные офисы, это просто здания из стекла и бетона, не сразу и разберешься, что это - парковка.
РГ: Вместо здания мэрии в ММДЦ "Москва-Сити" тоже появится многоуровневый паркинг?
Хуснуллин: Да. Это, конечно, не 72-этажное здание, но пять-шесть уровней там будет, чтобы решить проблему дефицита автостоянок в Московском международном деловом центре.
РГ: Реализация всех этих мер требует времени и денег. Проще принять административные меры, например, поднять до 5 тысяч рублей штраф за стоянку в неположенном месте. Прежде Москва не раз ставила этот вопрос. Не планируете все-таки добиться этого?
Хуснуллин: Таких планов нет. Мы должны дать возможность двигаться общественному транспорту. Две меры - выделение общественного транспорта и парковочное пространство. А пока у автомобилистов не появится выбор, оставить машину на парковке при въезде в столицу или дорого платить за стоянку в центре, запретительные меры эффекта не дадут.
РГ: До сих пор считалось, что инвесторам строительство гаражей в Москве неинтересно, невыгодно. Планируете изменить это мнение?
Хуснуллин: Мы поставили перед собой задачу подготовить несколько сотен участков и выставить их на аукцион. По возможности инвесторы должны получить уже готовые под застройку площадку, без обременений. Первые 15 площадок выставим на конкурс уже в этом году.
РГ: Вопрос от читателя Александра Калягина: Как решился вопрос с Пушкинской площадью?
Хуснуллин: Торгового центра там не будет. Новопушкинский сквер останется в том состоянии, в котором есть. Будет трехуровневый подземный паркинг. Если инвестор не согласится его финансировать, расходы возьмет на себя бюджет Москвы. Надеемся начать подготовительные работы в этом году. Также проложим тоннель, чтобы сделать движение по улице Тверской безсветофорным. Остановлено строительство торгово-развлекательного центра и на площади Белорусского вокзала, чтобы не ухудшать и без того сложную транспортную ситуацию. Вместо него там тоже планируем городской паркинг - примерно на 2400-2600 машино-мест, вместо запланированных 500. Рассматриваем возможность строительства подземных паркингов также на Смоленской площади и площади Киевского вокзала.
У вас есть вопросы по строительству гаражей в Москве? Звоните на "горячую линию" по телефону: 8(495) 730-95-51