07.04.2011 00:09
Культура

Российская группа "Дайте2" едва не потеряла в США свой дебютный альбом

Российская группа "Дайте2" едва не потеряла в США свой дебютный альбом
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №73 (5449)
Читать на сайте RG.RU

"Дайте2" - одна из самых самобытных и поэтичных команд новой рок-музыки России. Ее вокалистка Людмила Махова - дипломированный лингвист-переводчик. И поэтому в песнях группы иногда появляются и действуют: Станиславский, Гектор, Шарль де Голль и Бродский. Только уже в ритмах рэпкора и альтернативного, экстремального гитарного рока.

Помогать музыкантам взялся Константин Кинчев, который прежде продюсировать или продвигать на сцену никого не брался. Да и в случае с "Дайте2" лидер "Алисы" заявил с присущей ему безаппеляционностью: "До последнего времени я считал, что женщинам в роке не место. Но "Дайте2" чуть-чуть поколебали меня в своих убеждениях. Я обратил внимание на группу, потому что услышал настоящего поэта. Людмила действительно самобытна. "Дайте2" - это один из немногих молодых коллективов, которые я считаю интересными и перспективными..."

Сами молодые музыканты между тем в высшую лигу отечественного рока, кажется, особенно не спешили. Хотя на "Нашествии-2009" и "Нашествии-2010" стали одними из самых ярких, искренних и запоминающихся новых коллективов. По гитарной сумбурной напористости, мысли, экспрессии, а также - по моментально опознаваемым саунду и поэтике...

Впрочем, у лидера группы Людмилы Маховой уже был готов ответ и на этот вопрос. Как водится у особо продвинутых лингвистов - с соответствующей образностью и метафоричностью.

Российская газета: Почему вы так долго записывали дебютный альбом? Вряд ли вам требовалось много студийного времени: на "360" не часты скрупулезные обработки инструментов и вокала, да и дорогое "лощеное" саунд-продюсирование - явно не главное кредо столь экспрессивно-искренней группы, как "Дайте2"?

Людмила Махова: Можно сказать, что во всем виновата Америка. Запись диска мы завершили в апреле 2010 года. Но потом было долгое и мучительное сведение. А особенно много времени отнял мастеринг. Делали его в США, а потом... Впечатление, что в лучших традициях наш диск затем отравили до Кале перекладными почтовыми каретами. И только там погрузили на пароход (улыбается).

РГ: Вы играете довольно отдаленную от "Алисы" музыку, за исключением, может быть, песен "Пятая масть", "А-я" и "Vic Pacem". Почему Кинчев и его жена взялись вам помогать? В чем заключается поддержка обычно не отличающихся благотворительностью мэтров?

Махова: Константин и Александра вытащили нас на свет из тотального андеграунда. Спасибо им большое, что мир о нас узнал, а "доброжелатели" заткнулись. Не знаю, подходит ли здесь слово "продюсеры", скорее оба нам просто добрые советчики. "Дайте2" делает то, что интересно в первую очередь нам, а они - находят в нашем творчестве то, что интересно им.

Насколько я знаю, любимая песня Александры с альбома "360" - "Бей первым" и не вошедшая в диск "Коко Шанель". А вот у Кинчева еще не спрашивала, подозреваю, что трек "Назначили" дуэт с Д. Перевертнем из группы Salvador.

РГ: При этом, в отличие от "Алисы", у вас абсолютно нет пафоса и желания быть героями. Зато больше здорового цинизма и пофигизма.

Махова: Константин Евгеньевич, на мой взгляд, родился героем, а не "хочет им быть". Ну а то, что мы не похожи - это и замечательно: если бы "Дайте2" оказались уменьшенной копией "Алисы", вряд ли Кинчев обратил бы на нас внимание.

РГ: Вы старательно пытаетесь петь как можно проще, избегаете всевозможных мелизмов, вокальных украшений, срыва голоса на обертонах - как принято у многих в рэпкоре. Назло моде?

Махова: Действительно, в "360" со сложными вокальными партиями я не экспериментировала. Зато в демо-записи следующего альбома уже обнаглела порядком, и вокал стал заметно ярче. Сложнее было выбрать порядок песен на диске. Долго советовались, но в итоге приняли слова друг друга на веру. Послушали: качает. И значит - спасибо.

РГ: Вы по образованию лингвист, что позволяет вам нагружать песни мыслями, образами и подтекстами. Наверняка, порой приходится и сдерживать себя, дабы не сочинить что-то очень уж непонятное широким массам шоу-бизнеса?

Махова: В 2006 году я закончила магистратуру СПбГУ, сейчас нахожусь в паре шагов от защиты кандидатской диссертации там же. Работала переводчиком, преподавателем в Полярной академии в Питере. И на горло себе в творческом аспекте не наступаю. Мне хочется, чтобы каждое слово в песне можно было бы долго рассматривать, как бриллиант в лупу, под разными углами. И - чтобы со временем не переставало быть интересно.

РГ: После какой песни или концерта вы окончательно поверили в то, что все у вас в поэзии и рок-музыке получится?

Махова: С одной стороны, я с четырех лет уверена в том, что все получится (именно в этом возрасте родители отдали Люду учиться игре на скрипке. - Прим. А. А.). А с другой - вечно недовольна и хочу все сделать еще лучше. Тут не от какой-то конкретной песни все зависит. Хотя, выделила бы "Бей Первым", после нее чуть больше ясности и оптимизма появилось (улыбается).

РГ: У вас в песнях мелькают имена Бродского, Уэлша, Станиславского - люди не подходят на концерте, не интересуются, кто это такие? Не все же, увы, столь образованы, кто-то, небось, недоволен? Мол, что это они - "умничают"?

Махова: У нас хорошая умная публика, и если кто чего вдруг и не знает, то залезают в Интернет и узнают там. И пока меня никто ни в чем еще не упрекал. У народа хватает ума использовать нас как ключ к сокровищнице мировой культуры и это хорошо. Получается, что мы несем людям энциклопедические знания, то есть миссия наша сугубо позитивна и созидательна.

РГ: Легко ли было научиться управлять мужским коллективом? Когда парни смирились с тем, что именно вы - лидер их мужского коллектива и определяете: какие песни и как прозвучат в программе и на диске?

Махова: У нас стопроцентная солидарность и отношения по принципу "один за всех и все за одного". И я не "альфанутая альфа-самка", а прежде всего человек, такой же, как мои дорогие коллеги. Гендерный аспект в нашем случае - дело десятое. Мы все цивилизованные люди. А наши профессиональные отношения основываются исключительно на логике и позитивном отношении друг к другу. Можно сказать, "музыка нас связала". Ведь начинали мы абсолютно чужими людьми. Однако общее дело сделало нас настоящей командой и помогло подружиться.

Музыка