07.04.2011 20:13
Общество

В Удмуртии машины "скорой помощи" заменяют лошадьми

В Удмуртской деревне Понино машину "скорой помощи" заменила лошадь
Текст:  Андрей Андреев (Ижевск)
Читать на сайте RG.RU

Почти год из-за отсутствия машины "скорой помощи" жителей 19 деревень Глазовского района Удмуртии доставляют в участковую больницу села Понино на санях.

В этом году понинской участковой больнице исполняет 75 лет. К своему юбилею она подходит весьма своеобразно - в 21 век больница въехала буквально на санях. Поскольку прикрепленная к медучреждению машина, не выдержав многолетней нещадной эксплуатации в условиях бездорожья, прошлым летом окончательно вышла из строя. А новый медицинский "уазик", на который даже выделены деньги, сектор здравоохранения администрации Глазовского района купить не может, поскольку у ульяновского завода, который выпускает санитарные машины… нет необходимой лицензии.

- К кому мы только не обращались, чтобы разрешить эту проблему, - говорит начальник сектора Надежда Ильина, - даже к депутатам Госдумы, но все без толку. И пока "наверху" не могут между собой договориться, деревенские врачи остаются без транспорта. И вообще, вы вот поднимите вопрос - почему такое отношение к сельской медицине?

В село Понино добраться из Глазова можно без труда - 15 километров от города по хорошей дороге, автобусы ходят через час. Правда, в центре Понино хорошая дорога и заканчивается. Остальные сельские улицы, заваленные снегом, превратились в настоящую ловушку из ледяного крошева и воды даже для пешехода, едва весеннее солнце начало свою "разрушительную" работу. Как объяснили в селе, сломался единственный трактор, расчищавший дорогу, снега навалило больше некуда, и теперь, в межсезонье, на некоторые улицы не проедет и "нива".Впрочем, для больницы, которая с прошлого года окончательно перешла на гужевой транспорт, это большого значения не имеет. То, что лошадь здесь действительно не экзотика, а средство передвижения, выяснилось тут же. У крыльца стояла запряженная в сани, крытые соломой, "лошадиная сила". Как оказалось, это было "такси" из деревни, которая находится в 5 километрах от Понино, откуда привезли в участковую больницу ребенка на
прививки.

А "больничный" конь-тяжеловоз Орлик вообще редко стоит без дела. На нем возят и продукты для больницы, и больных из 4 отдаленных фельдшерско-акушерских пунктов на процедуры, прививки и так далее. Правда, как сразу уточнила заведующая понинской больницей Татьяна Черенева, в качестве "кареты" скорой помощи повозка не используется - только для "плановых" больных. Хотя и было на грани.- Из деревни, что в 9 километрах от Понино, где 3 года назад закрыли ФАП, позвонила женщина - у мужа, который до этого перенес 2 инфаркта, температура 39, и просит, чтобы я приехала, - рассказывает она, - а на чем я туда поеду? А, судя по тому, что она описывает, там уже пневмония развилась. Позвонила в "скорую" в Глазов. Там возмущаются - у вас свой врач есть! Хоть действительно лошадь запрягай и едь…"Скорая" на вызов, конечно, в конце концов, выехала и больного спасла. Но ситуация сама по себе, безусловно, ненормальная.

Врачей "скорой" понять тоже можно - много ложных звонков, и без предварительного осмотра больного местным врачом или фельдшером на вызовы они обычно не выезжают. Потому что часто бывает и так - приедут, а там ничего страшного нет. В итоге число вызовов "скорой" растет, а толку - мало.- В первое время возмущались, - вспоминает Татьяна Черенева, - говорят: у вас же своя машина есть, а потом привыкли.

Потому, может, что ситуация в Понино - совсем не уникальна. Несколько месяцев после того, как вышла машина из строя, пользовались транспортом соседней участковой больницы, но недавно и он окончательно вышел из строя. И теперь понинцам самим впору Орлика соседям в аренду сдавать.Но, как не экзотична "медицинская" лошадь в космической державе в 21 веке, проблема выходит далеко за рамки только транспортной. Как оказалось, "по-настоящему" должность заведующей понинской участковой больницей звучит так - врач общей практики. Но реальная российская "практика" от киношной, которую показывали президенту в одном из регионов, где появились первые офисы врачей общей практики, так же далека, как
санитарная машина от гужевой повозки.

На звании и федеральной надбавке к зарплате все "должностные" преимущества врача общей практики Татьяны Череневой и заканчиваются. Из списка современного оборудования, которое положено офисам ВОПов, в участковой больнице есть очень немногое.- Аппарат УЗИ врачу общей практики как бы положен, но я даже не знаю, есть ли у кого такой в республике, - перечисляет она. - Еще нам положен переносной аппарат для ИВЛ (искусственной вентиляции легких), который на
селе крайне необходим, но я даже не надеюсь, что он когда-нибудь у нас будет. Детским весам "с гирьками", которые давно морально устарели, я уж и не знаю, сколько лет. А вот положенный набор оптических линз для
подбора очков мы уже сами приобрели за 30 тысяч рублей в прошлом году...

"Сами" - это за счет больницы, где 10 коек сестринского ухода, по словам заведующей, являются их главным "источником дохода". На эти деньги и покупается для больницы кое-какое оборудование. А вот два двадцатилетних автоклава, которые уже вдвое пережили положенный им срок, стоимостью 120 тысяч рублей каждый, больнице уже не по карману. О том, что в российскую медицину, как обещает руководство страны, в ближайшие годы хотят "влить" миллиарды рублей, Татьяна Черенева знает, но относится к этому, cкажем так, несколько скептически. "Если даже при имеющихся деньгах купить медицинский уазик невозможно…" Хотя и к сложившейся ситуации относится немного с юмором. "У саней тоже есть преимущество, - улыбается она, - на них бабушек садить удобно…"

P.S.
Получить комментарий в республиканском министерстве здравоохранения нам, к сожалению, не удалось - по иронии судьбы, все его руководство вчера было в Минздравсоцразвития на защите региональной программы модернизации здравоохранения. Зато, в соседней Кировской области, где проблем с бездорожьем и транспортной доступностью сельских медучреждений не меньше, очень удивились тому, что коллеги не могут купить санитарную машину повышенной проходимости. "С ульяновским автозаводом, - говорит заместитель главы департамента здравоохранения Кировской области Александр Бондарев, - у нас точно никогда таких проблем не было". На автозаводе удивились не меньше. "О каком отсутствии лицензирования можно говорить", - недоумевает руководитель департамента по связям с общественностью предприятия Алла Акимова.

Здоровье Удмуртия Приволжье