08.04.2011 13:43
Происшествия

Рассекречены данные о причинах крушения самолета Юрия Гагарина

Текст:  ИТАР-ТАСС РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Наиболее вероятной причиной падения самолета первого космонавта планеты Юрия Гагарина, согласно рассекреченным данным архива президента РФ, является резкий маневр уклонения от шара-зонда.

"Исходя из анализа летного происшествия и материалов расследования, можно сделать вывод о том, что наиболее вероятной причиной катастрофы (самолета с Гагарином и Серегиным) является последствие резкого маневра по отвороту от шара-зонда, или, что менее вероятно, для предотвращения схода в верхний край облачности. Резкий маневр привел в последующем к попаданию самолета в закритический режим полета и падение" - сказал в пятницу начальник департамента по обеспечению деятельности архива президента РФ Александр Степанов.

Первый космонавт Земли Юрий Гагарин погиб 27 марта 1968 года, разбившись во время одного из тренировочных полетов на самолете МиГ-15УТИ вместе с военным летчиком Владимиром Серегиным возле деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. Правительственная государственная комиссия, скрупулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии.

Между тем, не осталось никаких документов о полете Гагарина, на которых Роскосмос сознательно сохраняет гриф секретности. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции статс-секретарь - заместитель главы Роскосмоса Виталий Давыдов.

В то же время Давыдов признал, что на ряде предприятий космической отрасли эта работа еще не завершена, поскольку по сложившейся практике инициаторами снятия грифа должны выступать именно они. В частности, по словам Давыдова, "Роскосмос заинтересован, чтобы такая работа была выполнена в ракетно-космической корпорации "Энергия".

На пресс-конференции, посвященной рассекречиванию документов, связанных с 50-летием Гагаринского полета, представлены несколько новых изданий. Как сообщил Давыдов, в подготовленном Роскосмосом сборнике "Первый пилотируемый полет" "впервые вспомнили всех тех, кто участвовал в этой работе". "Так, впервые публикуется список награжденных номеров расчета пуска - вплоть до рядовых", - сказал он. Давыдов рассказал, почему в ходе первого полета в космос был выполнен всего один виток вокруг Земли. "Когда принималось решение, один из аргументов был связан с работой, которая предшествовала полету Гагарина, то есть с полетами собачек, - заметил он. - Было замечено, что у них на 3 - 4 витках начиналось плохое самочувствие". Такого нежелательного эффекта решили избежать, ограничившись одним витком.

Этот же сборник, сказал Давыдов, содержит немало документов, касающихся полета космонавта №2 Германа Титова, поскольку "первым, кто в космосе работал, был именно он". По оценке Давыдова, уникальность раскрытых документов в том, что они "отражают дух того времени". "Ведь одним из предложений, прозвучавших после полета Гагарина, было начать новое летоисчисление с 12 апреля 1961 года", - напомнил он.

Аварии и катастрофы История