Количество безработных, наконец, сровнялось с числом вакансий на бирже. Рынок труда окончательно закрепился на докризисных показателях. Отпала нужда в таких массовых мерах поддержки на рынке труда, как общественные работы.
На чем будет сделан главный упор в сфере занятости в этом году? Каких действий стоит ожидать от правительства в ближайшее время? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "Российской газете" ответил вице-премьер правительства Александр Жуков.
Российская газета: Александр Дмитриевич, скажите, вам случалось стоять на бирже труда, вы искали работу?
Александр Жуков: Нет. Но это не значит, что мне неизвестно, что там происходит. С конца 2008 года я побывал как минимум в 30 городах на биржах труда, своими глазами видел, что происходит на местах.
Общался с работниками службы занятости и с безработными. Встречался с людьми, которые посещают курсы, учатся малому предпринимательству.
РГ: И как вы оцениваете ситуацию? В минздравсоцразвития утверждают, что пик кризиса на рынке труда пройден успешно, ожидали худшего. Хотя на биржах труда числятся более двух миллионов безработных, а по методике МОТ их более пяти миллионов. Как вы это объясните?
Жуков: Цифры, которые вы называете, действительно имели место, но сейчас ситуация уже другая. Пик численности безработных был зафиксирован в начале прошлого года. Тогда был зарегистрирован максимум - почти 2 миллиона 290 тысяч человек. И уже более года эта цифра ежемесячно снижается. Сегодня число зарегистрированных безработных сократилось до 1 миллиона 657 тысяч человек.
Что касается общей численности ищущих работу (по методике МОТ), то пик был отмечен в феврале 2009 года - более 7 миллионов человек, или 9,4 процента экономически активного населения.
Затем эта цифра постоянно сокращалась. В феврале 2011 г. общая численность безработных составляла уже 5,6 миллиона. Соответственно безработица в нашей стране сократилась более чем на 1,2 миллиона человек.
Есть также и скрытая безработица, когда люди находятся в вынужденных отпусках либо работают неполную рабочую неделю. Численность ее также существенно сократилась - с полутора миллионов в начале прошлого года до 300-340 тысяч. Мы, наконец, вышли на докризисные показатели по рынку труда.
РГ: От специалистов приходится иногда слышать о коэффициенте напряженности на рынке труда. Каков он сейчас?
Жуков: Коэффициент напряженности на рынке труда - это показатель, который складывается из соотношения двух цифр - количества безработных и количества вакансий. В пик безработицы у нас на одну вакансию было три безработных, т.е. коэффициент был довольно высок. Сейчас количество безработных примерно равно количеству вакансий - коэффициент около 1,2.
РГ: Каких действий от правительства следует ожидать в ближайшее время? Будут ли преобразованы или запущены новые госпрограммы по содействию занятости?
Жуков: Начиная с 2009 года реализуем достаточно серьезные региональные программы поддержки занятости. Финансируются они за счет федеральных денег, регион участвует в пределах 5 процентов. Это и общественные работы, и переобучение, и помощь в организации своего дела, и другие. Однако если в 2009 году, когда было очень много безработных и стояла задача не допустить социального взрыва, больший упор делался на самую массовую меру поддержки - общественные временные работы, то сейчас, когда острой необходимости в этом уже нет, основной акцент мы делаем на других мерах поддержки занятости. В 2011 году общественные работы остались практически только в моногородах. На остальных территориях упор делается на переобучение людей, для того чтобы они могли работать на вновь создаваемых, инновационных производствах и чтобы могли осваивать новые профессии на предприятиях, которые модернизируются.
Мы продолжаем активно поддерживать создание малого и среднего бизнеса. На старт-апы выделяются по 58 тысяч рублей и еще дополнительно 58 тысяч рублей за каждое дополнительно созданное рабочее место.
РГ: В прошлом году желающих открыть свое дело оказалось 260 тысяч человек. Многим ли это удалось, и тем более остаться на плаву?
Жуков: Это самое эффективное направление из всех региональных программ по снижению напряжения на рынке труда. В 2010 году почти 200 тысяч человек создали свое дело и получили на это средства. Причем эти предприниматели взяли на работу еще почти 68 тысяч безработных.
Что касается вопроса о том, скольким удалось удержаться на плаву, то по результатам прошлого года у нас еще нет статистики. А вот по итогам 2009 года такая статистика есть, и она радует. В 2009 году собственное дело открыли 127 тысяч человек, и дополнительно ими было создано еще 11 тысяч рабочих мест. Из них продолжают заниматься предпринимательской деятельностью 124 тысячи человек. Получается, что свернули бизнес по каким-либо причинам всего 2,7 процента. Думаю, по итогам 2010 года будут похожие цифры, не больше 3-4 процентов.
В 2012 году это направление, показавшее свою реальную эффективность, будет продолжено.
РГ: И тем не менее в регионах жалуются, что 58 тысяч рублей для открытия бизнеса мало. Не планируется увеличить сумму?
Жуков: На эти деньги нефтяную вышку, конечно, не построишь. Извините, это все-таки малый и средний бизнес. На начало небольшого проекта этих денег вполне достаточно. Кроме того, такие коммерсанты могут участвовать и в других специальных федеральных и региональных программах по поддержке малого и среднего бизнеса. Они имеют возможность получить льготный кредит, грант на развитие бизнеса, гранты по специальной программе минэкономразвития.
Что касается увеличения этой суммы - откуда берется эта цифра в 58 тысяч рублей? Это 12-кратная максимальная величина пособия по безработице. Если мы проиндексируем максимальную величину пособия по безработице, то соответственно увеличится эта сумма.
РГ: Общая безработица в сельской местности выше, чем в городской. Была идея переориентировать селян на работу в других отраслях, например, в сфере услуг...
Жуков: У нас всегда самая сложная ситуация с безработицей была в сельской местности. Незарегистрированных безработных на селе тоже больше всего. Однако в 2010 году удалось повлиять на ситуацию, в сельской местности было создано порядка 105,5 тысячи рабочих мест в малом бизнесе, или 53 процента от общего числа. Сельским предпринимателям удалось дополнительно привлечь на работу 36 тысяч работников. Это существенно повлияло на сокращение безработицы. Деньги сельчане тратят, как правило, на покупку птицы, крупного рогатого скота.
РГ: Было много планов по выведению из кризиса моногородов. Сейчас как-то подозрительно тихо. Что-то реально там происходит?
Жуков: Хочу сказать, что ситуация была очень напряженная. Во многих моногородах безработица превышала 10, в некоторых даже 15 процентов. Это очень много.
В 2010 году только за счет региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, о которых я уже говорил, в 335 наиболее проблемных моногородах удалось трудоустроить 425 тысяч человек. Из них 333 тысячи человек были задействованы на общественных и временных работах. Почти 40 тысяч прошли опережающее профессиональное обучение. Более 33 тысяч получили поддержку в открытии собственного бизнеса, 20 тысяч безработных прошли стажировку. В результате, по данным на 1 марта этого года, численность безработных в монопрофильных населенных пунктах снизилась почти с 298,8 тысячи человек в 2010 году до 179,8 тысячи. Безработица практически во всех моногородах сократилась. Однако еще во многих населенных пунктах уровень безработицы остается гораздо выше, чем в среднем по России.
РГ: Например, где?
Жуков: Более чем в 130 монопрофильных городах уровень регистрируемой безработицы все еще превышает среднероссийский.
Например, в Тольятти с января по декабрь 2010 года уровень зарегистрированной безработицы снизился на 1,5 процента и сейчас составляет 2,1 процента от численности экономически активного населения. Это чуть больше, чем в целом по стране. А в Татарстане в Камских Полянах, несмотря на то, что уровень безработицы снизился на 10,7 процента, сейчас количество не занятых на рынке труда составляет 7,6 процента. Много. В Кировской области в Вятских Полянах количество зарегистрированных безработных пока 3,8 процента. В этом году региональные программы по снижению напряженности на рынке труда продолжаются.
РГ: А какая ситуация сейчас в 35 моногородах, которые были специально отобраны в прошлом году, где была наиболее сложная ситуация?
Жуков: В прошлом году этим моногородам была оказана адресная господдержка за счет средств федерального бюджета в 22 миллиарда 665 миллионов рублей. При этом более половины этих денег направлено на межбюджетные трансферты для реализации комплексных инвестиционных планов моногородов. Идея в чем? Не пытаться как-то реанимировать и поддерживать занятость на неэффективных градообразующих предприятиях, потому что во многом они уже, к сожалению, устарели, в рынок не вписываются. Их можно поддерживать до какой-то степени, но главное все-таки - создать новые современные рабочие места.
5 миллиардов 665 миллионов рублей были выделены в форме бюджетных кредитов 11 регионам для 16 моногородов, 2 миллиарда рублей были направлены в виде субсидий на реализацию отдельных программ по развитию малого и среднего предпринимательства. Предоставлено 2,2 тысячи грантов начинающим предпринимателям на открытие собственного дела в размере до 300 тысяч рублей. Выдано большое количество поручительств, микрозаймов. 5 миллиардов рублей пошли на реализацию программ по капремонту многоквартирных жилых домов, находящихся в аварийном состоянии, и переселению граждан моногородов из ветхого и аварийного жилья. Только в секторе ремонта жилищного фонда в этих городах созданы 3,3 тысячи рабочих мест.
РГ: В списке нуждающихся в помощи - 335 моногородов. Будет ли дополняться список-35?
Жуков: В этом году в перечень приоритетных для оказания государственной поддержки за счет средств федерального бюджета будет включено еще 15 моногородов.
До конца года будет продолжена реализация федеральной финансовой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в 2011 году продолжают работать все остальные региональные программы по снижению напряженности на рынке труда. Объем субсидий из федерального бюджета по этим программам в монопрофильных населенных пунктах из федерального бюджета - 3,9 миллиарда рублей. Планируется охватить около 93 тысяч человек.
РГ: В начале кризиса был план перемещения безработных туда, где есть работа. Даже подъемные обещали. Согласились переехать в другой регион только 9 тысяч человек. Почему не сработал этот рецепт?
Жуков: Действительно, не могу сказать, что это было самое эффективное мероприятие в наших программах содействия занятости. Далеко не всегда люди готовы уехать в другой город в поисках работы. Многие привязаны к жилью, срабатывает привычка. У нас нет большой трудовой мобильности. Но все-таки в прошлом году 9 тысяч человек в 26 регионах воспользовались такой возможностью. Как правило, миграция проходила внутри субъекта. Так, наиболее активно переезд осуществлялся в Челябинской области - 1512 человек, Красноярском крае - 1125 человек, Свердловской области - 1163 человека, Камчатском крае - 820 человек.
Тем не менее мы будем эту меру развивать. Чтобы стимулировать граждан к переезду, подготовлен законопроект, который предусматривает оказание безработным и членам их семей, желающим переехать или переселиться в целях трудоустройства, материальной поддержки, позволяющей компенсировать расходы на переезд, провоз багажа и найм жилого помещения. Кроме того, этой категории граждан и членам их семей, переселяющихся в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, предусматривается выплата единовременного денежного пособия, размер которого будет устанавливаться в зависимости от территории переселения. "Подъемные" могут составить от 40 до 120 тысяч рублей.
Надеемся, что когда эти поправки будут приняты, мы не только снизим напряженность на рынке труда в регионах с высоким уровнем безработицы, но и обеспечим приток населения в приграничные и стратегически важные для России места.