08.04.2011 00:20
Культура

В Московском Кремле открылась выставка "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела"

Шедевры камнерезов - в Московском Кремле
Текст:  Виктор Васенин Анастасия Литовченко
Российская газета - Федеральный выпуск: №75 (5451)
Читать на сайте RG.RU

Сад драгоценных цветов или, как их еще называют, флоральных этюдов, расцвел на выставке "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России", открытой в Успенской звоннице Московского Кремля. Здесь можно увидеть работы мастеров, составивших славу отечественной ювелирной и камнерезной школы: Карла Фаберже, Алексея Денисова-Уральского, Авенира Сумина, Ивана Брицына, поставлявших изделия к царскому двору, а также уральских кустарей. Они работали с полудрагоценными и поделочными камнями, называемыми "самоцветами", с яшмой, халцедоном, лазуритом, нефритом...

Сотрудники музеев Московского Кремля ставили своей задачей показать не только хрестоматийные вещи из Оружейной палаты и Эрмитажа, но и малоизвестные. Ряд произведений привезен из музеев Урала и Сибири, частных коллекций, в том числе зарубежных.

Среди раритетов выставки - так называемый каменный зоопарк Фаберже. "Все началось с заказа короля Эдуарда VII, с легкой руки которого изящные фигурки животных на рубеже ХIX -ХХ веков стали излюбленным предметом дарения, - рассказывает куратор выставки Татьяна Мунтян. - Фирма Фаберже изготавливала их в больших количествах. В нашей стране они наперечет, поскольку их не берегли. Если уникальные пасхальные яйца - вершину творчества великого ювелира - распродали за копейки, то к анималистической пластике отношение было и вовсе пренебрежительное. В результате в Оружейной палате хранится 10 яиц, а фигурок животных - всего 6. Поэтому выставочный зоопарк мы собирали по всей России. 11 чудных зверюшек из самоцветных камней прибыли из Омского художественного музея имени Врубеля. Несравненный попугайчик из варисцита "прилетел" из Иркутска. Замечательные фигурки поступили из собрания Горного университета Санкт-Петербурга".

 
Видео: Виктор Васенин

Другое открытие связано с именем современника Фаберже, камнереза, мастера рельефного дела, живописца, акварелиста Алексея Козьмича Денисова-Уральского и его уникальной серией "Воюющие державы". Во время Первой мировой войны мастер изобразил союзников и противников России в виде животных и людей из камня. Франция - героическая Марианна, Черногория - горный орел. Враги России были даны в виде шаржей. Австро-Венгрия, например, представала мартышкой, озабоченно почесывающей в затылке у разбитого корыта империи. Фактически эти шаржи - лубок в камне, сделанный на высочайшем уровне мастерства. Аналоги такой политической сатиры вряд ли можно сыскать не только в России, но и в мире. Любопытно, что персонажи были описаны Иваном Ефремовым в романе "Лезвие бритвы", но этот фрагмент долгое время считался плодом вымысла автора. А оригинал оказался в коллекции Пермской художественной галереи.

На выставке приковывают внимание даже самые незатейливые предметы бытового характера. Зеленое яблочко из бовенита с черенком-кисточкой служило емкостью для клея на императорской яхте "Полярная звезда". Корзиночка цвета сургуча на самом деле - первый образец ажурной резьбы по сургучной яшме. Этот твердый камень исключительно труден для обработки, но именно с ним много и охотно работали русские мастера. На Урале из яшмы кружево резали, и в этом России не было равных!

Дар русских мастеров видеть красоту поделочного камня выявляет и небольшая лазуритовая рамка работы московского мастера Леонида Пяновского, сотрудничавшего с Денисовым-Уральским. Николай II так дорожил этим подарком супруги с портретами ее и сына, что не расставался с ним, даже когда его отправили в Тобольск. Но рамку у владельца отобрали и передали в Госфонд для реализации на аукционах. Впрочем, те, кто готовил вещи к аукционным продажам, не оценили ее художественных достоинств. К тому же она не была обрамлена драгоценными камнями. Видимо, благодаря этому она избежала продажи и вернулась в парадный кабинет своего хозяина в Александровском дворце Царского Села, откуда и прибыла в Успенскую звонницу Кремля, где в числе четырех сотен редчайших экспонатов будет доступна для обзора с 8 апреля по 24 июля 2011 года.

Арт