Вопроса "Почему его назвали Юрием?" не может даже возникнуть: а как еще должны были назвать мальчишку, родившегося 12 апреля 1961 года?
Завтра Юрию Гальцеву исполняется 50 лет.
"Лица не общее выражение" - это про него. Неслучайно и символично, что еще аж в 1995 году во Франции на конкурсе пантомимы Юрий получил премию под названием "Резиновое лицо". Иногда Гальцев строит рожи - тогда это неинтересно. Чаще - работает клоуном, то есть создает другого человека, тогда это высокий класс.
Кто такой клоун в сущности? Это человек, которому всегда весело, несмотря ни на что. Согласитесь, таких людей нам нынче очень не хватает: и на эстраде, и в жизни.
Всего один раз я сидел с Юрием Гальцевым за одним столом, на котором лежали вещи, навевающие нашему герою воспоминания. Мы снимали программу "Личные вещи".
Я ехал на съемки и думал: почему, собственно говоря, я абсолютно убежден, что с этим человеком будет интересно разговаривать? И тут вспомнил строки, если не ошибаюсь, замечательного поэта Николая Глазкова: "Надо быть очень умным, чтоб сыграть дурака"...
Вот именно - сыграть... Сыграть, а не быть. Это важно. В том, что в последнее время слова "безвкусный дурак" и "юморист" стали синонимами, не его вина. Он не говорит от себя, он играет других. На сцене он не смешит, а живет. Это мы смеемся, глядя на его сценическую жизнь.
Мой учитель Лев Юрьевич Новоженов когда-то научил фразе: "Меня всегда интересовало два вопроса, - говаривал мой учитель. - Есть ли жизнь на Марсе? И есть ли жизнь после пятидесяти?" Юрий, могу сказать со знанием дела: есть. И еще какая! Искренно и радостно поздравляю с юбилеем.
Быть клоуном и сохранить свое лицо - редкий дар, которым обладает Гальцев. Хочется пожелать ему этот дар сохранить. И еще - здоровья, а то я читал про всякие сердечные неприятности... С этим надо кончать, Юрий. Пятьдесят - это возраст, когда сердце должно приносить только приятности.
Юбилей такого артиста - прекрасный и правильный повод поговорить о том, что вообще творится на сегодняшней эстраде, в частности, с юмором.
Однажды я спросил великого нашего артиста Сергея Юрьевича Юрского: "Чем отличаются нынешние молодые артисты от мастеров его поколения?" Ответ Сергея Юрьевича был, как всегда, парадоксален: "Нынешние перестали гримироваться". То есть перестали создавать других людей. Артисты, кующие и перековывающие свой дар в сериалах, бесконечно играют самих себя и на сцене тоже. С большей или с меньшей органикой.
Тогда я решил, что речь шла о театре, кино и телевидении. Сегодня, размышляя о Юрии Гальцеве, понимаю, что и об эстраде тоже.
У нас на эстраде произошел странный "карамболь", который мы не все заметили. Подумаем об этом...
Знаю, что Гальцев обожает Райкина с детства. Маленьким мальчиком умолял родителей купить фотографию любимого артиста - это был для него лучший подарок. Для Гальцева важно, что он не просто худрук Санкт-Петербургского театра эстрады, а что театр этот носит имя Аркадия Исааковича.
Райкин был великий лицедей. Значение слова "лицедей" понятно? Он "делал" разные лица. Иногда с помощью масок, чаще - нет. Он играл роли.
Геннадий Хазанов, прославившийся созданием персонажа "ученик кулинарного техникума", сегодня - ненавязчиво, скромно и никак это не афишируя - придумал, как мне кажется, новый жанр. На всевозможных юбилеях и прочих праздничных концертах он выходит на сцену, загримированный до неузнаваемости: в зале шепчутся: "Кто это?" И от имени известных исторических людей произносит гомерически смешные тексты. Играет роли.
Клара Новикова грандиозно существует в образе тети Сони - играет роль. Совсем не похожих на самого себе людей воплощает на сцене Ефим Шифрин. Есть еще несколько человек, которые на сцене создают других людей.
Но нынче стало модным веселить от своего лица, шутить так, как шутят, скажем, студенты в перерывах между лекциями или рабочие в курилке. Такой "артист" может позволить себе ругаться матом, потому что студенты и рабочие ругаются. Он может легко нести ахинею, потому что в быту мы все не Софоклы. Он может выглядеть идиотом, потому что нынче действует такой закон: для того чтобы вызвать смех в зале, все средства хороши.
Не все артисты эстрады понимают, что Иван Ургант - это не просто артист или телеведущий. Это такой жанр, которым мало кто может овладеть. Уникальность Урганта именно в том, что он умеет шутить от своего имени органично, смешно и не пошло. Повторю: это уникальность.
Актеры эстрады в большинстве своем "перестали гримироваться", читай: лицедействовать. Перестали создавать других людей. Я не отношусь к тем, кто склонен обвинять современный эстрадный юмор в пошлости, поскольку убежден, что пошлость - понятие глубоко субъективное: то, что для одного пошло, другому очень нравится и кажется смешным. Беда, мне кажется, не в этом. Беда, вот именно, в отсутствии лицедейства, то есть искусства.
Когда человек выходит на сцену и рассказывает истории, которые ему самому кажутся смешными, он мне не интересен не потому, что пошл, а потому, что обычен. Мне хочется, чтобы на сцене был полет юмора, фантазии, чего хотите. Мне мало органики, искусства, извините, хочется.
Многие современные юмористические концерты - это такая всероссийская щекотка, когда артисты всеми силами стараются меня рассмешить. Тот же Райкин никогда не смешил. Он рассказывал нам, скажем, про греческий зал или про то, как ему шили костюм. А мы умирали со смеху.
Я не к тому, что раньше снег был белее, а деревья выше. Я про дорогу, которую выбирает эстрадный юмор: либо это искусство, либо - щекотка.
Юрий Гальцев получил серьезное актерское образование. Юрия Гальцева снимает в своих фильмах один из выдающихся современных режиссеров Игорь Масленников. Юрий Гальцев выходит на сцену играть роль, не случайно он всегда появляется в нелепой клоунской одежде, как бы подчеркивая: я - клоун, я пришел, чтобы сделать вашу жизнь веселее. Быть клоуном- очень трудная задача. В юмористическом цеху такой клоун - один.
Бывает, он скатывается до обычной эстрадной щекотки: окружение диктует, и тут ничего не поделаешь. Но не зря он так боготворит Райкина. Несмотря на заслуженную всероссийскую славу, в Гальцеве, как мне кажется, заложен огромный актерский потенциал, еще до конца не раскрытый. Что создаст он, и как худрук и как актер Санкт-Петербургского театра эстрады?..
Какое это удивительное, и для меня лично очень притягательное сочетание: театр + эстрада. Иногда кажется, что именно театра с его умением перевоплощаться так не хватает современной эстраде. И именно энергии высокой эстрады подчас не хватает современному театру. Получится ли у Юрия Гальцева все это соединить?
Мне ужасно хочется верить, что получится. У кого, как не у него - человека, сумевшего сохранить на нашей эстраде свое лицо?
С юбилеем, Мастер! Мы ждем от Вас открытий, веселого и оптимистичного искусства.
А что до цифр... В 50 лет все только начинается. Уверяю Вас.