Вчера мэр Москвы Сергей Собянин проинспектировал строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, одного из самых сложных элементов транспортной развязки на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе, расположенной возле станции метро "Сокол".
Напомню, сооружение развязки началось в 2005 году, когда стартовал проект "Большая Ленинградка", в ходе реализации которого столичные власти поставили цель превратить главную магистраль столицы в бессветофорную. Раньше всех в процессе работ еще в 2007 году была завершена реконструкция существующего Ленинградского тоннеля. Затем спустя два года, в 2009 году, был пущен в эксплуатацию Волоколамский тоннель . Посмотреть, как идет прокладка Алабяно-Балтийского тоннеля, срок окончания строительства которого по госконтракту - декабрь текущего года, и приехал градоначальник.Переодевшись в рабочую куртку и каску, Сергей Собянин спустился на лифте вниз, на 23-метровую глубину, где строители продолжают сейчас укрепление грунта по маршруту будущего тоннеля. Для этого с помощью буровых установок они, образно говоря, "прошивают" его бетонными сваями и таким образом "превращают болото в скалу", сравнил в разговоре с корреспондентом "РГ" начальник центра управлением проходкой ООО "Космос" Валерий Рычков. Специалисты говорят, что по тонкости эта работа напоминает нейрохирургическую операцию. Дело в том, что будущий тоннель проходит на три метра ниже уже существующего метротоннеля, по которому идут поезда метро. Ради безопасности подземки сдвиг грунта в процессе бурения должен быть не более 10 миллиметров. Сложностей добавляет соседство с рекой Таракановка. В свое время она была забрана в трубу, но вода, как известно, всегда дырочку найдет. А потому грунты здесь очень водонасыщенные. Но строители находят управу на своенравную речку. Хотя и переобули они мэра перед спуском в резиновые сапоги. На поверхность земли, он поднялся, что называется, не замочив ног.
График работ строго выдерживается. Предполагалось, что ввод тоннеля в строй обеспечит поперечные связи между районами, тяготеющими с одной стороны к Ленинградскому проспекту со стороны улицы Алабяна и с другой стороны к улице Большая Академическая. Кроме того, имеющийся дополнительный съезд с улицы Балтийская позволит существенно улучшить движение по Ленинградскому шоссе, перенаправив примерно 1500 машин в час пик с Ленинградского шоссе (на повороте на улицу Космонавта Волкова) на улицу Балтийская, что равносильно увеличению пропускной способности этой магистрали на 25 процентов. Одновременно вырастет и процентов на 15 пропускная способность Волоколамки. Но этого недостаточно, считает мэр. "Это один из самых дорогостоящих дорожных объектов в Москве, - сказал он. - Его цена - 63 миллиарда рублей. Поэтому нужно продумать, как можно более эффективно его использовать. Иначе это будет бессмысленным закапыванием денег". Заммэра по строительству Марат Хуснуллин и руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев предложили построить прямо отсюда, от Алабяно-Балтийского тоннеля, Северо-Западную хорду длиной 29-30 километров. Эта новая дорога должна соединить Сколковское шоссе, пройти по улицам Нижние Мневники, Народного Ополчения, через Алабяно-Балтийский тоннель, а дальше по Большой Академической, пересекая Дмитровское шоссе, выйти на Березовую аллею, проезд Серебрякова и к Ярославскому шоссе. "Это существенное дополнение к прежнему проекту, которым ранее предусматривался лишь выход на улицу Балтийскую", - пояснил "РГ" президент "Космоса" Андрей Черняков.
Мэр же поинтересовался, проводилось ли математическое моделирование эффективности новой трассы. Выяснилось, что да, проводилось, и, судя по нему, многие самые пробочные магистрали, красные в час пик от перегруженности, обещают позеленеть. Марат Хуснуллин, в частности, привел такие цифры: на Ленинградском шоссе скорость увеличится с 17 до 41 километра в час, на Волоколамке - с 11 до 25, Дмитровке - с 16 до 23, Звенигородском шоссе - с 38 до 45, на проспекте Мира - с 16 до 27, Можайском шоссе - с 21 до 26, Мичуринском проспекте - с 27 до 39, МКАД - с 35 до 57, на Третьем транспортном кольце - с 28 до 34, Садовом - с 19 до 25, Бульварном кольце - с 18 до 23. Нагрузка же на отдельные участки улиц центральной части города снизится на 15 процентов, а потери времени у автомобилистов уменьшатся на 6,6 процента. В итоге за счет сокращения затрат участников движения, по словам Андрея Бочкарева, Москва будет иметь более 10 миллиардов рублей экономии ежегодно.
"На компьютере всегда все хорошо, в жизни бывает сложнее", - более трезво оценил проект мэр. Но в целом проект одобрил: "Мы по сути дела создаем альтернативу строительства более дорогостоящего Четвертого транспортного кольца. Новая хорда серьезно разгрузит транспортную ситуацию на всем северо-западе Москвы". И сразу перешел к практическим делам: "Значит, как только будет готов тоннель, не останавливая стройки, сразу переходим на строительство в сторону Дмитровки". Тем более что проект первого участка - как раз до Дмитровки, уже разработан. То, что средств в городской инвестиционной программе на этот проект заложено пока мало, пусть не смущает, предупредил Собянин, если потребуется, город добавит. Одновременно он высказал еще одно требование: все пространство, оставшееся в зоне строительства свободным, должно быть использовано под парковки. В итоге лишь в районе Алабяно-Балтийского тоннеля их добавится не менее чем на 900 машино-мест. Построить новую дорогу полностью предполагается до декабря 2012-го - июня 2013 года.