12.04.2011 00:30
В мире

В Финляндии возбудили уголовное дело на пастора, потребовавшего закрытия сайта "Кавказ Центр"

Пастор пострадал за неудобные финским властям вопросы о "Кавказ центре"
Текст:  Надежда Ермолаева
Российская газета - Столичный выпуск: №77 (5453)
Читать на сайте RG.RU

Полиция Хельсинки возбудила уголовное дело против пастора Юха Молари после его интервью телеканалу "Раша Тудей", в котором он высказался против работы сайта "Кавказ Центр" в Финляндии. Молари обвинили в разжигании межнациональной розни, направленной против чеченцев.

В финских СМИ полагают, что скандал связан с предстоящим в середине мая судебным процессом над главным редактором портала "Кавказ Центр" Микаэлем Сторшу, обвиняемым в содействии нелегальной миграции чеченцев в Финляндию. В интервью корреспонденту "РГ" Молари рассказал, возможно ли в прин ципе закрытие сайта чеченских сепаратистов в Финляндии.

Российская газета: Какие вопросы полиция задавала вам на допросе и какие обвинения предъявляла?

Юха Молари: Полиция выполняла свои обязанности профессионально. Она лишь реагировала на требование уполномоченного по правам меньшинств Финляндии Эвы Биоде возбудить против меня уголовное дело за то, что я якобы назвал всех чеченцев террористами. В своем заявлении она приводила в качестве примера "разжигания межнациональной розни" цитаты из моего блога. При том все мои слова были вырваны из контекста.

Возмущает то, что, следуя логике обвинения, в Финляндии нельзя поднимать вопрос: почему беженцы из Северного Кавказа незаконно пребывают в Финляндию, живут по фальшивым паспортам и с чужими именами и при этом сотрудничают с одиозным сайтом "Кавказ Центр"? Глава сайта Сторшу даже организовал для таких беженцев незаконные пути проникновения в нашу страну. Кстати, один из них ранее работал в радикальной газете в Чечне, публиковал интервью террориста Доку Умарова и даже был членом незаконного вооруженного бандформирования.

Сейчас он выступает в качестве администратора "Кавказ центра".

На допросе в полиции я критично высказался в отношении решения Верховного суда Финляндии, согласно которому участника теракта на Дубровке в 2002 году не высылают из нашей страны в Россию. В Финляндии тот теракт квалифицируется как "законная война". Я называл и буду называть бойцов такой "войны" бандитами. Однако в Финляндии так их характеризовать запрещено, так как это оскорбляет честь беженцев.

Вот в этом и заключается парадокс. Я ведь не называю всех беженцев с Северного Кавказа террористами!

РГ: Лютеранская церковь Финляндии решила уволить вас за критику деятельности сайта "Кавказ центра". Что собираетесь делать дальше?

Молари: В финской церкви по-прежнему проводится старая политика, когда многие священники продолжают состоять в организации "Про Карелия", выступающей за возвращение Карелии Финляндии. А я хочу жить в современном мире, где Россия воспринимается не как угроза, а как партнер.

Наша церковь признает "Кавказ центр" законной организаций и поэтому публично высказываться против нее и "Про Карелии" запрещено. Я не одобряю и другие реформы в церкви: браки гомосексуалистов и сквернословие в церкви. Поэтому скоро выхожу в отпуск и буду искать другую работу - скорее всего, в сфере экономических исследований.

РГ: Что должно произойти, чтобы "Кавказ центр" закрыли в Финляндии?

Молари: За этот год многое было сделано в направлении его закрытия. Но кое-что здесь надо предпринять дополнительно. Первое: требовать заведения уголовных дел за каждую публикацию "Кавказ центра", содержащую расистские и прочие незаконные выпады. Нам потребуется целая сеть активистов для обращения в полицию. Второе: обнародовать имена членов организации "Про Кавказ", которой и принадлежит "Кавказ центр". Именно секретность обеспечивает благопристойную репутацию центра в гражданском обществе. И последнее: наладить сотрудничество с западными партнерами для борьбы с терроризмом. Ведь у сайта имеется круг читателей и за рубежом.

РГ: Обычно финнам свойственно довольно критичное отношение к России. Чем объясняется ваше особое мнение о нашей стране?

Молари: Какое-то время я жил в России. Помню, как у меня потекли слезы, когда в одной телевизионной передаче я увидел мальчика, который потерял мать из-за чудовищной атаки террористов. Кто-то может называть этих бандитов героями. Но их деятельность я никогда не поддержу, тем более на территории Финляндии.

Финляндия