12.04.2011 00:45
Экономика

Минэкономразвития организует единую сквозную систему госзакупок

Минэкономразвития намерено организовать единую сквозную систему госзакупок
Текст:  Александр Пироженко (директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития России)
Российская Бизнес-газета - Новое законодательство: №13 (795)
Читать на сайте RG.RU

В настоящее время в правительство представлена концепция проекта федерального закона "О федеральной контрактной системе" (ФКС). Предполагается, что пакет законопроектов по формированию ФКС будет разработан до 1 сентября.

Формирование ФКС необходимо для создания единой сквозной системы закупок, от вопросов регламентации до прогнозирования, включая формирование планов закупок федеральными и региональными заказчиками, что сейчас не предусматривается законодательством. Это позволит обеспечить общественный контроль за формированием потребностей федеральных, региональных и муниципальных ведомств. Дело в том, что пока на законодательном уровне отслеживаются только этапы непосредственного размещения заказа. А как формируются потребности в таком размещении, к примеру, когда именно возникает необходимость покупки скрепок, стульев или строительства мостов, неизвестно. На этапе подготовки план закупок, к сожалению, закрыт, он поступает только в минфин. Внеся изменения в законодательство, мы хотим сделать эту зону публичной и регламентированной.

Появится система, где в электронном виде можно будет проследить всю цепочку от формирования планов закупок до исполнения контрактов

Кроме того, обсуждается модернизация способов размещения закупок. Идеальных решений здесь пока нет, но проблему решать надо. Ведь сейчас около половины всех закупок осуществляется без проведения конкурентных торгов. Да, законодательством предусмотрено, что большинство закупок должно проходить на электронных аукционах, но по факту получается так, что около половины договоров заключается с единственным поставщиком. Это происходит по ряду причин. Одна из них - злоупотребление со стороны заказчиков, которые изначально формулируют такие требования в конкурсной документации, "заточенные" под конкретного поставщика. Другая причина в том, что порой заказывается специфический товар, который производится ограниченным кругом компаний в стране. Поэтому проблема монополизма - реальна. И даже когда нет явных нарушений со стороны заказчика, приходит один производитель и диктует конечную цену. В других странах для подобных случаев действуют иные способы размещения. Например, на этапе формирования цены заказчик может предъявить требования по расчетам цены, когда выявлен только один поставщик товара.

Еще одним способом борьбы с таким явлением как "заточка" требований под конкретного поставщика является профессиональный подход к закупочной деятельности. Врач должен лечить, полицейский - охранять общественный порядок. Они не должны быть профессионалами в области закупок медоборудования или специальной техники. Этой довольно сложной деятельностью должны заниматься специально подготовленные люди - формировать заявки, готовить конкурсную документацию, следить за исполнением контрактов. Для этого необходимо централизовать закупки. Возможно, это целесообразно сделать на уровне федеральных министерств. Чтобы не плодить армию чиновников можно рассмотреть вариант перевода людей, занимающихся закупками у госзаказчиков в соответствующие министерства, сформировав там специальные подразделения по закупкам.

Планируется принципиально изменить в системе ФКС и подходы к исполнению контрактов. Так, сейчас никак не заставить ведомства отчитываться, как они исполнили контракты по госзакупкам. Например, закупили томограф в деревню, а никто им пользоваться не умеет. Так он и стоит "мертвым грузом". Предусматривается контролировать эффективность закупок, на которые были потрачены государственные деньги. Будет проводиться общественный контроль за тем, как исполнены госконтракты по факту. Сейчас осуществляется только финансовый контроль по принципу: выделили деньги - купили на них стулья - молодцы. А нужно ли было покупать их в таком количестве, исполнен ли фактически контракт по этой закупке - сведений нет.

Как будет проводиться общественный контроль? Появится система, где в электронном виде будут публиковаться результаты аукционов. Можно будет проследить всю цепочку: от формирования планов закупок до исполнения контрактов.

Этот единый цикл и будет формировать систему контрактов.

Бизнес Минэкономразвития