Сомнительные судебные иски затормозили пуск портового терминала ОАО "Тольяттиазот"
Коррупция, пристрастность и зависимость судей - три основные проблемы современного состояния отечественной судебной системы. Однако, если в крупных городах, пусть медленно, но происходят изменения к лучшему, то правосудие в провинции порой остается непредсказуемым.
Именно с этим в Темрюкском районном суде Краснодарского края столкнулось одно из крупнейших предприятий в стране - ОАО "Тольяттиазот", которое продолжает надеяться достроить морской терминал по перевалке аммиака на мысе Железный Рог в Темрюкском районе. Химики рассчитывали, что уже к 2007 году порт заработает на полную мощность. По самым скромным подсчетам, он должен был ежегодно приносить в бюджет района и края порядка 280 млн рублей. Однако новый порт так и не заработал, хотя еще в 2004 году был готов уже на 80%. И причинами тому стали не мировой экономический кризис и отсутствие инвестиций, а странные события, разворачивающиеся вокруг земли, переданной ТоАЗу Краснодарским краем в аренду, напоминающие рейдерский захват. Причем, как в классических схемах, для отъема земли используются судебные иски.
Началось все в 2007 году, когда буквально из ниоткуда появились претенденты на участки земли, находящейся в аренде у "Тольяттиазота". Так, некие граждане, называющие себя сотрудниками колхоза, существовавшего во времена СССР и якобы не получившие земельные паи при разделе колхозных земель, обратились в Темрюкский районный суд с исками об изъятии в свою пользу земельных участков, переданных администрацией Краснодарского края в аренду тольяттинской корпорации. Интересы "колхозников" в суде представляет некто Иванов, проживающий при этом в Москве.
Одно из таких дел рассматривала судья Темрюкского райсуда Татьяна Поломошнова. Она исключила ОАО "Тольяттиазот" из числа лиц, участвующих в процессе, хотя законом такая возможность не предусмотрена. Затем вынесла решение в пользу "колхозников". Решение судьи Поломошновой лишило Краснодарский край права собственности на земельные участки, переданные в аренду ОАО "Тольяттиазот", и это не может не затрагивать интересы тольяттинских химиков. Согласно российскому законодательству, на решение, затрагивающее интересы лица, не привлеченного к участию в деле, может быть подана кассационная жалоба. Кассационная жалоба "Тольяттиазот", однако, была возвращена судьей Поломошновой обратно. Причем возврат жалобы был произведен с таким прицелом, чтобы лишить ОАО "Тольяттиазот" всякой реальной возможности снова включиться в судебный процесс. Для этого оказалось достаточным одной маленькой судейской хитрости - возвратить жалобу не определением, как того требует закон, а всего лишь письмом. После этого ответом на все жалобы химиков стал уже и их возврат. Основание для возврата судья Поломошнова выбрала беспроигрышное - обжаловать можно только определения суда, обжалование писем законом не предусмотрено.
Пытаясь восстановить справедливость и защитить свои права, тоазовцы обратились с открытыми письмами к председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву и председателю Высшей квалификационной коллегии судей РФ Валентину Кузнецову.
Ответом на обращение "Тольяттиазота" явилось неожиданно пришедшее в конце декабря 2010 года письмо председателя Совета судей Краснодарского края, в котором тот согласился с ТоАЗом и подтвердил, что возвращение судьей кассационных и частных жалоб ОАО "Тольяттиазот" на судебные постановления письмами, а не определениями суда первой инстанции, не соответствует нормативным положениями части 3 статьи 342 ГПК РФ и статьи 373 ГПК РФ.
После этого компания снова обратилась в Темрюкский районный суд, чтобы получить возможность подать кассационную жалобу на решение судьи Поломошновой. Однако, как показали дальнейшие события, Темрюкский райсуд не стал от этого работать более объективно и качественно.
Судебное заседание Темрюкского суда по ходатайству Тольяттиазота о восстановлении срока было назначено на 10 марта текущего года. Как рассказали представители прессы, которые освещают процесс, судья Назаренко, которому было поручено рассмотреть ходатайство компании, когда подошло время начала судебного заседания, просто вывесил табличку, что находится на совещании, и закрыл за собой дверь кабинета. Журналисты, однако, прибыли в Темрюкский райсуд заранее и могли наблюдать судью, который решал производственные вопросы в приемной председателя суда, и у них не создалось впечатление, что до этого судья был занят.
После того, как судья удалился "на совещание", к его кабинету подошла секретарь и объявила, что заседание по делу откладывается, поскольку судья находится на совещании. Также она сообщила, что третье лицо ООО "Объединение", которое защищает позицию "колхозников", по телефону просило суд разбирательство отложить. При этом секретарь показала возражения на ходатайство ТоАЗа от имени отсутствующего ООО "Объединение". Эти возражения, которые приняли в дело, не были переданы факсом и больше походили на распечатанные на принтере листы без печатей и подписей.
В понедельник 14 марта стало известно, что следующее заседание суда назначено на 17 марта. На этот раз к заседанию, помимо ООО "Объединение", из Москвы прибыл и упомянутый выше гражданин Иванов.
Как пояснили юристы ОАО "Тольяттиазот", обычно повестки по делам с их участием Темрюкский суд либо не направляет им вовсе, либо направляет, но с такой задержкой, что успеть к судебному заседанию периодически становится невозможным. Поэтому часто о том, что происходит в Темрюке, ТоАЗ узнает уже слишком поздно.
Понятное дело, что судебное извещение не могло попасть к Иванову за столь короткий промежуток времени, да так, чтобы у него еще было время добраться из столицы на заседание Темрюкского суда. Возникает закономерный вопрос: как же тогда Иванов узнал о дате судебного заседания?
Кстати, Иванов от общения с журналистом в категорической форме отказался, свои контакты не дал, как и контакты "колхозников", интересы которых он представляет.
На самом заседании 17 марта судья Назаренко запретил прессе вести аудиозапись судебного заседания, хоть закон разрешает любым гражданам в письменной форме или с помощью аудиотехники записывать все происходящее.
И вот результат всех описанных манипуляций - судья Назаренко отказал ОАО "Тольятти азот" в справедливом требовании восстановления процессуального срока на подачу кассационной жалобы.
Шансов на восстановление справедливости практически нет. Под большим вопросом оказались и будущее портового комплекса на Таманском полуострове, и судьба инвестиций в его строительство. По данным "Тольяттиазот", на сегодняшний день компания уже инвестировала в этот проект более 300 млн долларов. Сооружения в порту и дорогостоящее оборудование разрушаются под действием времени и климата. Инвестиции буквально уходят в песок, а территория порта постепенно превращается в пустырь, каким и была до прихода химиков.
Неудивительно, что на фоне подобных событий инвестиционная привлекательность страны остается низкой, а отток капитала из России достиг астрономической суммы. По итогам прошлого года этот показатель составил 38,3 млрд долларов. Ни один серьезный бизнесмен не захочет вкладывать деньги в страну, где нарушаются права собственности, где процветают судебный произвол и коррупция.