12.04.2011 00:10
Культура

Год Италии в России Русский музей открыл выставкой "Итальянский пейзаж в фотографиях 1950-2000-х годов"

В Русском музее - Италия во времени и пространстве
Текст:  Елена Елагина
Российская газета - Федеральный выпуск: №77 (5453)
Читать на сайте RG.RU

Год Италии в России Русский музей открыл выставкой "Итальянский пейзаж в фотографиях 1950-2000-х годов", предоставив несколько залов Строгановского дворца для экспозиции.

Ретроспектива получилась не только вполне внушительная, но и изящная, хотя поработать с ней пришлось основательно: из предоставленных итальянской стороной 114 фотографий было отобрано 98. В формировании фотокорпуса участвовали такие гранды-хранилища итальянской фотографии как архивы CRAF, La Gondola, Touring Club Bnfliano, галерея Galica (Милан), а также частные собрания. Среди авторов европейски известные художники - Джузеппе Кавалли, Рикардо Перетти Грива, Бруно Стефани, Элио Чиол, Луиджи Гири, Лука Мария Пателла, Оливо Барбьери, Франко Фонтана и другие. Вряд ли эти громкие в среде профессионалов имена многое говорят российской публике, фотография вообще вошла в сонм высоких искусств не так давно, но работы этих фотохудожников заставят запомнить и имена создавших их мастеров.

Хронологический характер экспозиции позволяет проследить послевоенный путь итальянской фотографии, дает представление о творческих союзах и поисках индивидуального стиля в фотографии. Наблюдательный и любящий фотоглаз объемлет, кажется, любые проявления жизни на итальянской земле, подробно представленные в залах Строгановского дворца. Здесь не только пейзаж в классическом искусствоведчески-словарном значении этого слова. Присутствие человека в пейзаже заставляет вспомнить кинематографические высоты итальянского неореализма. Многие черно-белые фотографии 1940-х-1950-х (Пьерджорджо Бранци. Женжина из Матеры.1955, Джузеппе Кавалли. Антиколи. 1940-е Джанни Боргезан. Бродяга.1954, Тони дель Тин. Без названия.1954) выглядят как кадры из знакомой киноклассики. Компоновка кадра, его эмоциональная наполненность, работа со светом - все это объединяет знаменитых мастеров итальянского кинематографа и фотографов того времени.

Самые ранние послевоенные работы в экспозиции - фотографии пикториалистов, работавших еще в традиционно живописном ключе. Но уже с 1950-х годов происходит постепенная смена ориентации итальянской фотографии в сторону документирования реальности. Объясняется это весьма обыденно: массовым распространением иллюстрированных журналов, жестко связанных с освещением современности. Именно неореализм как эстетическая доминанта того времени стал объединяющей основой для участников многочисленных творческих послевоенных объединений ( Cenro per la Cultura nella Fotografia, Gruppo Friulano per una Nuova Fotografia, La Gondola). Четко сформулированные манифесты тем не менее не сковывали художников, приветствуя индивидуальные пути развития, выработку собственного стиля. Начиная с 1970-х, когда фотография уверенно вступает на поле высоких искусств, начинается ее перемещение от иллюстрированных изданий к художественным галереям и прочное там обоснование в дальнейшем. Фотография становится отдельным и востребованным видом искусства...

В 1980-е-2000-е годы итальянских фотомастеров (Лука Кампиготто, Васко Асколини, Валерио Ребекки, Оливо Барбьери, Чезаре Коломбо, Гвидо Гвиди, Марко Дзанта) начинает волновать противоречивое сосуществование богатейшей исторической архитектуры и индустриальных зданий, создающих новое урбанизированное пространство. Новое же поколение авторов (Массимо Витали, Бриджит Нидермейер, Маурицио Келуччи, Джанлуиджи Колин) существует и работает уже в эпоху цифровых технологий, получив новые возможности и средства выразительности.

Выставка, несмотря на свою компактность, удивительно разнообразна. Кто-то на всю жизнь запомнит женщину в окне среди нагромождения черепичных крыш Пьерджорджо Бранци, а кто-то - фантастическую серебристость деревьев альпийского пейзажа Джузеппе Бруно, у кого-то сожмется сердце от "Бродяги" Джанни Боргезана, кто-то почувствует умиротворение от безмятежности водной глади Миранды Джибилиско, а кто-то изумится мастерству Элио Чиола и его "Шелковицам как скульптурам". К счастью, нынче при открытых границах можно и своими глазами увидеть итальянский пейзаж, но преобразованный зрением фотохудожников он превращается в увлекательный рассказ об истории фотоискусства ХХ века.

Арт