Вчера Конституционный суд признал за жильцами общежитий право на заключение договоров социального найма, даже если их вселили после 1 марта 2005 года.
Еще раз о равенстве российских граждан напомнил Конституционный суд вчера, оглашая дело по жалобе семьи Епанечниковых. Как пояснил судья-докладчик Гадис Гаджиев, "это продолжение серии наших решений, касающихся приватизации жилья". Он имел в виду ранее оглашавшиеся решения КС о возможности приватизировать комнаты в коммунальных квартирах, о возможности приватизировать квартиры сельских учителей, а "сейчас речь идет о работниках приватизированных предприятий, проживающих в зданиях общежитий этих предприятий, переданных местному самоуправлению".
КС рассматривал заявление инженеров Александра и Екатерины Епанечниковых из Химок. Они получили от предприятия, где работали, НПО "Энергомаш", двенадцатиметровую комнату в двухкомнатной квартире. Вселили их в октябре 2006 года по договору найма жилого помещения. И тогда администрация Химок не протестовала, тем более что общежитие оставалось на балансе "Энергомаша". Затем, осенью 2009 года, органы местного самоуправления наконец принимают на себя ответственность за дом. Около 100 семей смогли добиться перезаключения договора социального найма, но, как сообщил "РГ" Александр Епанечников, "все шли через судебный процесс, но в общежитии проживает много людей, которые и в суд не подавали, я не знаю, почему они не шевелятся, это личное дело каждого". В первой инстанции заявители дело выиграли, во второй - проиграли.
Химкинские чиновники, а затем и Мособлсуд ссылались на статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", настаивая, что если бы Епанечниковы въехали до срока, указанного в этой норме, то есть до 1 марта 2005 года, тогда их требования удовлетворили бы. При этом администрация Химок проявляла чудеса изобретательности, пытаясь объяснить, как же инженеры въехали в комнату и почему чиновники спохватились три года спустя. Так, в ходе слушаний в городском суде представитель химкинской администрации представил копию договора, в котором не указан номер комнаты Епанечниковых - как основание для отказа в заключении договора социального найма и регистрации. Администрация после выигранного в суде процесса начала было готовить иски о выселении.
- Законодатель думал, что к 1 марта все рассосется: все предприятия передадут эти здания муниципальным образованиям - не получилось. Некоторые здания стали передавать уже после этой даты, и вот судебная практика начала демонстрировать непоследовательность, - полагает Гадис Гаджиев.
В своем постановлении судьи КС указывают, что "государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года". А жильцы общежитий, вселенные "на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ)", ничем не отличаются от тех, кто был вселен до 1 марта, особенно если "здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты".
"Люди, которые получили комнаты в общежитиях и после 1 марта, в равной степени имеют право на заключение договора соцнайма с последующей приватизацией, - объяснял Гаджиев. - Сейчас решать будет городской суд, который, кстати сказать, решил все совершенно правильно". Он выразил надежду, что поскольку "КС оказывает влияние на единство правоприменительной практики", то и аналогичные дела будут пересмотрены.
"Мы удовлетворены оглашенным сегодня решением", - заявил Александр Епанечников "РГ".