С одной стороны, у Беларуси - открытое таможенное пространство с Россией и Казахстаном, с другой - различные визовые соглашения со странами Евросоюза, с третьей - безвизовый режим для граждан СНГ. Как борется с нелегальной миграцией страна в условиях таких разных взаимоотношений с соседями? Об этом корреспондент "СОЮЗа" беседует с первым заместителем начальника департамента по гражданству и миграции министерства внутренних дел Николаем Шевчиком.
- В конце февраля теме нелегальной миграции было посвящено 9-е заседание Координационного совета руководителей компетентных органов государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На нем согласованы вопросы организации специальных оперативно-профилактических операций под условным названием "Нелегал-2011". Мы намерены усилить контроль за пребыванием иностранных граждан на территории страны. Хотя проблема для Беларуси не стоит так остро, как в России, куда в поисках заработка массово едут граждане Таджикистана, Украины, Молдовы, нигде не регистрируясь. В прошлом году мы привлекли к ответственности немногим более 18 тысяч человек. Однако нельзя сказать, что это были нелегальные мигранты. Кто-то несвоевременно зарегистрировался, не продлил визу, не сообщил о смене места жительства и так далее.
- Если в объединении экономического пространства и в обеспечении равных прав граждан на территории Союзного государства Россия и Беларусь сделали уже много, то в миграционной сфере в отношении граждан третьих стран точек соприкосновения значительно меньше. Какие изменения назрели?
- По сей день в наших странах различные визовые режимы с третьими государствами, сроки регистрации иностранцев, нет единого банка данных о недействительных, похищенных и незаконно выданных паспортах, о депортированных гражданах, соглашений о приеме и передаче незаконных мигрантов. Есть вопросы с оперативным обменом информацией. Отсутствует общая методика и единый механизм идентификации иностранцев, задержанных без документов, удостоверяющих личность. Диаметрально противоположные стратегии привлечения иностранной рабочей силы. Есть общая миграционная карта, фундамент еще недостаточно сильный.
Во времена СССР по запросу в Москву можно было без проблем получить всю информацию об интересующем человеке. В Беларуси завершается формирование единого регистра населения, ведется плановая работа с привлечением оперативных сотрудников по контролю за режимом пребывания иностранцев. Есть международные отделы в вузах, регулярно контролируются рынки и правила пребывания постоянно и временно проживающих "гостей" нашей страны. Работа идет в плановом режиме.
- И по сближению законодательств наших государств тоже?
- Да, разработан и в ближайшее время будет вынесен на обсуждение Совета Министров Союзного государства проект программы по созданию единого миграционного пространства на 2012-2015 годы. Документ предполагает подготовку целого ряда межправительственных договоров, которые регламентируют свободу передвижения по территории Союзного государства не только граждан России и Беларуси, но и мигрантов из третьих стран. В программе целый ряд фундаментальных положений. Об информационных системах, например. Сегодня между правоохранительными органами России и Беларуси налажен постоянный обмен информацией о гражданах и компаниях, оказывающих содействие нелегалам во въезде и пребывании на территории наших стран. Доступны сведения об утраченных и похищенных документах, незаконно выданных паспортах. Однако в перспективе это должен быть единый банк данных.
Мигранты - злостные нарушители правил пребывания в республике Беларусь