14.04.2011 10:26
Экономика

На Ямале готовятся к открытию крупнейшего месторождения природного газа

Опыт разработки месторождения-гиганта на полуострове Ямал послужит бережному освоению недр Арктики
Текст:  Анатолий Меньшиков (ЯНАО)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5455)
Читать на сайте RG.RU

В следующем году "большой" газ полуострова Ямал поступит в магистральный трубопровод. Событие, без преувеличения, станет эпохальным не только для разработчика недр Ямала - ООО "Газпром добыча Надым", но и для мировой практики газовых промыслов.

Одно из крупнейших на планете месторождений углеводородов - Бованенковское нефтегазоконденсатное - открыто в 1971 году. Еще во второй половине 80-х делались попытки его промышленного освоения. Тогда высадили десант строителей, а с материка в глубь полуострова стали тянуть железнодорожную ветку. Планы были серьезные: уже в 1991-м намечалось запустить движение по магистрали и приступить к эксплуатации месторождения. Суровые экономические реалии внесли коррективы: капитальные работы заморозили, возобновили их лишь в XXI веке. Но нет худа без добра: похоже, к лучшему, что обустройство месторождения затянулось, что к его интенсивному освоению приступили сравнительно недавно. И вот почему.

"Конец земли" в цифрах

Что представляет собой полуостров Ямал? 122 тысячи квадратных километров плоской суши за Полярным кругом (это, к примеру, на треть больше площади Челябинской области), унылую снежную пустыню, где властвуют жестокие морозы да ветра. Только в июне солнцу удается растопить снега. В разлив большую часть территории полуострова, где около 50 тысяч озер, тысячи рек, сплошные болота, скрывает вода. Зато благодаря роскошным ягельникам Ямал всегда был оленьей страной, другой такой на свете нет. Сегодня здесь пасут около 300 тысяч животных исконные хозяева этой страны - ненцы. Они-то и назвали ее Ямалом - "концом земли".

Промышленная деятельность на этой земле чревата прежде всего нарушением травяного покрова - чрезвычайно ранимого. Восстановление затягивается на десятилетия. Следы, оставленные вездеходами в 80-х, заметны до сих пор. Под бедным почвенным слоем - безразмерная толща вечной мерзлоты. Стоит ей подтаять - плывет и земля, и все, что на ней. К примеру, в свое время полевой лагерь геологов оползень унес, словно спичечный коробок, с возвышенности в ложбину.

Сегодня свайные основания, на которых стоят современные капитальные сооружения, уходят на десятки метров в ледяной массив. Он играет роль скальной породы. Проблемами сохранения мерзлоты, безопасного крепления на ней зданий и сооружений озабочены десятки исследовательских институтов. Надымские газодобытчики всегда на прямой связи с учеными, удачные инженерные решения внедряют без заминки. Так, при проектировании обустройства Бованенковского месторождения на основе материалов инженерных изысканий, с учетом рельефа, гео­криологических, топографических и гидрологических характеристик территории, приняты решения о надземном способе прокладки газовых коллекторов - на опорах, в теплоизоляции, с гидро­изолирующим полимерным покрытием и защитным металлическим кожухом.

В общем, несложно представить, каковы риски и траты. Однако, судя по всему, овчинка выделки стоит. В недрах Ямала, в его прибрежном шельфе разведано свыше 16 триллионов кубометров газа. Почти треть из них - в недрах Бованенковского НГКМ. На пике добычи из него планируют брать до 140 миллиардов кубометров в год. Для сравнения: 650 миллиардов кубов добыто в прошлом году во всей России.

- Думаю, для экосистемы полуострова хорошо, что с запуском Бованенковского припозднились. В советские годы с экологией не очень-то считались. К слову, когда мы расчистили территорию месторождения от скопившегося лома, набралось пять тысяч тонн! Сегодня природоохранные требования жесткие. Не чета прежней и культура производства, и технологии. Они не только экономичнее, эффективнее, но и позволяют минимизировать влияние на экологию, - убежденно говорит Евгений Беденко, заместитель начальника отделения по обустройству месторождений полуострова Ямал управления капитального строительства "Газпром добыча Надым".

Руководителю есть с чем сравнивать. В девяностых он работал на Бованенково, после приостановки реализации проекта подался на Ямбург, а несколько лет назад вернулся на край земли. Живя ныне в Ростове-на-Дону, прилетает сюда, как и все работники, на месячную вахту, принимает контрастный климатический "душ". И прекрасно осознает: в "экстремальных" широтах отдача будет тогда максимальной, когда людям созданы нормальные условия для труда и отдыха. Тактика освоения газпромовских месторождений сегодня такова: сначала инфраструктура, налаженный быт и только затем добыча.

Комфорт на вечной мерзлоте

Бованенково не опишешь, пока сам не увидишь. Опорная база - вахтово-жилищный комплекс (ВЖК). Это своеобразный поселок, состыкованный с хозяй­ственно-коммунальной и автотранспортной зонами. Новичка потрясает количество коммуникаций. Теплотрассы, водоводы, газовые ветки, канализационные трубы, кабели здесь под землей не спрячешь. Все на сваях, эстакадах, опорах. Энергоснабжение, понятно, автономное - две газотурбинные станции сполна удовлетворяют потребности поселка, промышленных объектов. Вода из окрестных озер - после очистки и специальной подготовки качество у нее отменное.

Рядом с традиционными улочками из вагончиков вырос городок из 2-3-этажных зданий, обычно соединенных переходами. Они смонтированы из модулей класса "евростандарт", выдерживают жестокий холод, ураганный ветер. В одном блоке располагаются службы "Газпром добыча Надым", в других - комфортабельные общежития. Здесь же спортзал, тренажерная, просторная уютная столовая, магазин, спелеокамера и даже молельная комната, по убранству напоминающая храм. В хорошо оснащенной медико-поликлинической части проводят экстренные операции. Врачи не отказывают в помощи и коренным жителям, кочующим поблизости от месторождения. В перспективе должны появиться спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, отдельная больница… Вахтовиков четыре с половиной тысячи. На пике строительно-монтажных и наладочных работ будет занято уже шесть тысяч. По меркам Запада - население малого города.

Поначалу сознание с трудом привыкает к тому, что в глухой тундре жизнь отлажена по всем правилам цивилизованного поселения. Увидев на промысловом тракте взмахнувшего жезлом автоинспектора, замер от удивления: "Что он тут делает?!". Наив­ный вопрос: на дороги (их совокупная протяженность почти 300 километров) выезжает около полутора тысяч автомобилей, от "уазиков" и вахтовок "Урал" до американских самосвалов-семи­десятитонников. Без ДТП не обходится. А вон и знаки на обочинах. Особенно впечатляет "пешеходный переход". На переплетении инженерных коммуникаций - щит с рекламой отделения банка, офис в ста метрах, банкомат круглосуточно… Стеснения, ограничения есть, но они естественны, закономерны: табу на продажу спиртного, на вольный проезд по тундре, охоту и рыбалку.

Дороги в книгу рекордов

Сейчас практически всех вахтовиков доставляют на месторождение вертолеты. Хотя от отрогов Полярного Урала, от станции Обская, до месторождения дошла-таки железная дорога - самая северная на планете. Сквозное движение до станции Бованенково открыто прошлым летом. Специальный пассажирский поезд пока формируется. А товарные составы идут один за другим: за сутки здесь разгружают до 70-80 вагонов. В текущем году запланировано принять 273 тысячи тонн грузов, 40 процентов из них уже доставлено на место.

Заместитель начальника производственно-диспетчерского отдела Олег Баранюк подводит меня к карте, знакомит с транспортной схемой полуострова:

- В этом году однопутка дошла до конечной станции Карская (572-й километр). С появлением всепогодного сухопутного сообщения сведена к минимуму доставка грузов более затратным водным путем через морской порт Харасавэй и судоходную реку Се-Яха, которая протекает рядышком с ВЖК. Флотилия у причала, закована льдами, навигация начнется лишь в июле.

Недалеко от Карской возводят аэропорт. Его наряду с железнодорожной веткой можно будет внести в книгу рекордов, ведь и он самый северный. Мощная взлетно-посадочная полоса на многослойной "подушке", где использован теплоизоляционный материал пеноплекс, позволит принимать тяжелые транспортные и пассажирские лайнеры. Скоро в здание аэровокзала придут отделочники. По проекту его пропускная способность - от 50 до 150 человек в час. Первые самолеты приземлятся в следующем году, а вся малая авиация перебазируется на аэродром через месяц-другой. Навигационный комплекс уже готов сканировать небо. Аэродром послужит не только Бованенково. Относительно рядом, на западном побережье, еще два месторождения - Харасавэйское и Крузенштернское. Осваивать их взялся также "Газпром добыча Надым". По всей видимости, после Карской в скором будущем железная дорога дойдет до Харасавэя - мыса и одноименного порта.

От Карского моря на материк

Даже для беглого осмотра объектов Бованенково дня не хватит. Благо не по зимникам трястись - насыпные дороги ровно выложены железобетонными плитами. В белом пространстве и махонькое деревце не встретишь. Здесь одни "леса" - из металлических опор ЛЭП, а "кусты" - из эксплуатационных скважин. Даже новогодние елки вахтовики мастерят из железа. В поземке маячат буровые вышки - уралмашевские "Екатерины". Подъезжаем к одной из них. Задираю голову - махина! В молодости довелось искать бокситы на установках разведочного бурения, так те по сравнению с "катями" - детские игрушки. Не только по величине и мощи. "Екатерину" относят к лучшим технологическим достижениям российского машиностроения. Без заграничной оснастки не обошлось, и все-таки львиная доля оборудования, включая электронику, - отечественная. В кабине бурильщика пульт управления с мониторами, датчиками, джойстиками. Специалист следит за сложным процессом, легкими движениями руки управляет механизмом весом в сотни тонн.

- В данный момент глубина 1403 метра, а проектная - 1844. Находимся, что называется, на куполе месторождения, вскрываем продуктивный пласт. Тут надо глядеть в оба, дабы не допустить аварийной ситуации, - поясняет мастер буровой Владимир Буданов.

Скоро эту скважину под порядковым номером 43-03 накроют запорной арматурой. Ей дожидаться своего часа. Таких скважин пробурено около 120. Достаточно иметь 143 для пуска первого газодобывающего комплекса производительностью 15 миллиардов кубов. Ну а потом - по нарастающей.

Всего предстоит ввести в строй, по словам гендиректора ООО "Газпром добыча Надым" Сергея Меньшикова, 775 газовых и газоконденсатных эксплуатационных скважин, 12 дожимных компрессорных станций и три установки подготовки газа, где желанный продукт сеноман-аптских залежей очистят-осушат до кондиции. В 2012 году первый газ Бованенково поступит в ныне достраиваемый магистральный трубопровод "Бованенково - Ухта".

Пионерный опыт разработки Бованенковского месторождения чрезвычайно ценен. Именно на него будут ориентироваться недропользователи при освоении других залежей полуострова.

Справка

ООО "Газпром добыча Надым" (дочерняя структура концерна Газпром) - одна из ведущих газодобывающих компаний страны, градообразующее предприятие для Надыма и поселка Пангоды, имеет 14 филиалов, в которых занято свыше 8,5 тысячи человек. Образовано 40 лет назад. Практически все это время эксплуатирует месторождение Медвежье - первенца "большого" газа Сибири. Из его недр получено около 1,85 триллиона кубометров. Сейчас это месторождение находится в стадии падающей добычи. Для продления сроков его эксплуатации на нем ведется реконструкция. Общество также разрабатывает Юбилейное и Ямсовейское месторождения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Экономика Нефть и газ ЯНАО Урал и Западная Сибирь