Ракетные войска стратегического назначения принимают на вооружение новую технику. Речь не о стратегических комплексах, хотя и этот арсенал тоже пополняется. В ракетные части отправили специальную аппаратуру, которая поможет выявить в строю тех, кто склонен к наркомании, алкоголизму и суицидам.
Жесткий отбор на службу в стратегических гарнизонах существовал всегда. Но сегодня у командования появилась возможность усилить кадровую фильтрацию с помощью современных технологий.
В рамках разработанной минобороны "Программы надежности личного состава" в РВСН началось тестирование всех, кто занят охраной и обеспечением военных атомных объектов и несет службу у ядерной кнопки. Понятно, почему нужен такой необычный контроль за людьми, имеющими непосредственное отношение к стратегическому оружию.
Как и кого будут "просвечивать" на детекторах лжи и аппаратно-программных комплексах, корреспонденту "Российской газеты" рассказал полковник Вадим Коваль.
По его словам, эта работа начнется еще на стадии поступления на контрактную военную службу. Если медкомиссии военкоматов, как правило, проверяют призывников только на алкогольную и наркотическую зависимость, то контроль кандидатов в военные профи куда серьезнее. Перед зачислением в дивизию или училище РВСН каждому из них придется иметь дело с полиграфом и пройти специальные тесты.
Главное, что интересует контролеров, - не пытается ли человек что-то скрыть. Например, утаить дурные наклонности или промолчать о криминальных эпизодах своей жизни.
На попытку увильнуть от прямых вопросов или солгать моментально среагирует аппаратура - по едва заметным внешним проявлениям, скажем, дрожанию рук, она выдаст соответствующую информацию. Таким кандидатам, скорее всего, дадут от ворот поворот.
Использовать детектор лжи хотят и для выявления коррупционеров в погонах. Для этого у военных тоже есть необходимые методики.
Испытание полиграфом ожидает кандидатов на высокие, в первую очередь, генеральские посты в РВСН.
При необходимости командир может послать на тестирование участвующих в боевом дежурстве гражданских специалистов, например, связистов. Под эту процедуру также могут угодить офицеры, переведенные из другой части и военнослужащие, вернувшиеся в гарнизон из командировки или отпуска.
Для задействованных в охране стратегических объектов тестирование станет обязательным дважды в год. Те, кто служит у ядерной кнопки, будут проходить его каждые 12 месяцев. Если человек по каким-то причинам откажется иметь дело с детектором лжи, немедленным увольнением из армии это ему не грозит. Командиры и специалисты сначала попытаются разобраться, с чем связан такой отказ и почему военнослужащий так опасается проверки.
Кстати говоря, спецов по контролирующей технике военные не искали на стороне. Для работы с тест-аппаратурой в РВСН заранее отобрали людей, в основном медиков и штатных психологов дивизий. В конце прошлого и начале нынешнего года они изучили специальный курс в Военной академии имени Петра Великого и некоторых гражданских учреждениях. А теперь готовы к работе и службе в новом качестве.
Полковник Коваль сказал, что результаты тестирования будут учитываться при назначении военнослужащих на должности. Но решающее значение полиграф здесь не имеет. В конечном счете решение всегда останется за командиром.