Вчера заместитель генерального прокурора Белоруссии Андрей Швед продемонстрировал журналистам видеоматериалы с камер наружного наблюдения минского метро.
На кадрах с нескольких точек видно, как террорист взрывал людей. Следственная бригада установила практически весь путь с того момента, как преступник спустился в подземку.
Сначала молодой человек идет на переход между станциями. Потом видно, как подходит к скамейке, оставляет сумку.
Также на кадрах видно, что подозреваемый после этого не скрылся, а выбрал место, с которого некоторое время наблюдал. По мнению прокурора, он ждал, когда на станции будет побольше народа.
- Он в течение нескольких минут выжидал, - сообщил Швед, добавив, что террорист хотел выбрать момент, когда прибудет поезд и на станции соберется наибольшее количество пассажиров.
Кроме того, еще одна камера зафиксировала и то, как подозреваемый поднимается наверх уже без сумки. В тот момент его лицо, по мнению прокурора, было очень четко зафиксировано.
Похоже, подтверждается версия, что террорист был если и не пироман, то точно немного не совсем в себе.
Этот факт поначалу смутил спецслужбы. Они не хотели верить в версию террориста-одиночки, которому просто нравится взрывать, как некоторым нравится смотреть на огонь. Но в случае с минским террористом речь может идти именно о странной мании человека.
Об этом на брифинге в Минске сказал председатель белорусского КГБ Вадим Зайцев. По его словам, у не совсем адекватного исполнителя было двое соучастников.
Вместе с тем он подчеркнул, что "говорить об их прямом участии пока рано". Один из приятелей террориста помог ему в изготовлении бомбы. Кто третий подозреваемый пока не ясно. Источники некоторых СМИ заявили о том, что это девушка подозреваемого.
Зайцев также опроверг информацию о том, что получил указание от президента допрашивать лидеров оппозиции на предмет их возможной причастности.
- Президент такого не говорил. Президент говорил о тех, кто нарушает правила поведения, кто совершает террористические действия - независимо политик он или нет, - уточнил глава КГБ.
Но теперь уже ясно, что оппозиционерам удастся избежать неприятных вопросов. Особых политических пристрастий, кроме разве что анархистских, у террориста не было, ему просто нравилось смотреть на страдания людей.
Так он заявил на первом же допросе.
Кстати, если бы он не взорвал метро в Минске, быть на свободе ему оставалось все равно недолго. КГБ к тому времени уже наступало ему на пятки из-за взрыва в Минске в 2008 году. Чекисты опоздали всего на несколько дней, сказал Зайцев.
Под подозрение этот человек попал сразу, но оперативников очень смущало несоответствие внешнего вида подозреваемого и почерка теракта 3 июля на День Независимости в Минске. Там взрывотехники столкнулись с рецептом взрывчатого вещества, которое еще нигде, ни в одной стране в терактах не применялось.
- Это было особое взрывчатое вещество, которое представляет огромный интерес для экспертов, - сказал Зайцев.
Спецслужбы были поначалу дезориентированы, предположив участие суперпрофессионала-диверсанта.
На самом же деле, опять же со слов Зайцева, террорист оказался не совсем профессиональным. Как оказалось, рецепт смешанной взрывчатки он добыл из Интернета.