15.04.2011 19:05
Власть

Владислав Куликов: Защитные механизмы от беспредела в казармах нужны независимо от принципа комплектования армии

Текст:  Владислав Куликов
Читать на сайте RG.RU

В армейских частях насилуют новобранцев. Командиры покрывают безобразия, а те, кто жалуется, становятся изгоями. В зонах боевых действий многие подразделения превращаются в бесконтрольные жестокие банды. Я просто счастлив, что никогда не служил, и не буду служить в такой армии - в армии Соединенных Штатов Америки.

Как сообщают североамериканские СМИ, 17 бывших и действующих военных подали в суд на министра обороны США, обвиняя того в "руководстве учреждениями, где преступников повышали по службе..., а истцы и другие жертвы подтвергались открытым мерам возмездия". Этот иск - отличное доказательство того, что не надо обольщаться профессиональной армией. И сам по себе перевод на комплектование войск по контракту не решит ни одну из проблем, сушествующих в нашей собственной армии.

Кошмар цвета хаки

Среди истцов в этом деле - наш бывший соотечественник Грег Желудов, которому попытка службы в армии США сломала жизнь. Как пишет Nesweek, вскоре после иммиграции в США 35-летний Желудов записался в американскую армию. Он надеялся, что служба поможет ему в карьере. Однако казармы Форт-Беннинга оказались настоящим адом. Желудова сразу же прозвали "пи...ром-коммунистом", а через две недели изнасиловали группой, объясняя, "кто хозяин в США". Когда Желудов пожаловался командованию, ему ответили: "Должно быть, вы сами виноваты, рядовой. Наверное, вы их спровоцировали". Некоторые особенности командирского мышления не знают границ и национальностей.

У нас многие долгое время считали американскую армию эталоном. Собственная призывная система прочно ассоциировалась с дедовщиной, неуправляемостью, беззаконием, вечными хозработами и разбазариванием военного имущества. А перед глазами был пример профессиональной армии, раскинувшей свои базы по всему миру. И глядя, как в наших войска с невероятным упорством внедряется контракт, мы надеялись, что в итоге будет не хуже, чем в Америке. Ну, может, чуть дешевле.

Государственная машина, наконец, свернула в нужную сторону. Недавно сторонники профессиональной армии в России получили добрую весть из Генштаба: контрактников опять зовут в строй. Но тут "хороший пример" за океаном взял и ударил лицом в грязь. Причем - не первый раз.

Про недоброй памяти Абу-Грейб не будем и вспоминать. Есть более свежий скандал - из Афганистана. Американская пресса сейчас перебирает фотографии со зверствами своего "ограниченного контингента" под Кандагаром. А до этого Пентагон постарался сделать все, "пошел на экстраординарные меры", как пишет пресса, чтобы фотографии не были обнародованы. При желании их можно найти в Интернете. Не буду пересказывать содержание, это ужасно. После разбирательств кого-то посадили, кого-то еще судят. В комментариях генералов из Пентагона подчеркивается, что произошедшее - страшное исключение, не характерное в целом для армии.

Очевидно, что на войне бывает всякое. Впрочем, и "всякое" при тщательном рассмотрении чаще всего квалифицируется как военное преступление.

Однако, Грег Желудов пострадал даже не в боевой части, а самой что ни на есть американской глубинке. Как пишет заокеанская пресса, вскоре после случившегося насильники пригрозили "отправить его назад в Россию располовиненным", а командир велел пострадавшему подписать документ, в котором говорилось, что он практикующий гомосексуалист. После этого несчастного солдата уволили. Наш бывший соотечественник стал не первой и не последней жертвой. Пресса сообщает, что изнасилования мужчин, как и женщин, в американской армии стало настоящей проблемой.

Мысли не первой свежести

Эта статья не в защиту Желудова, хотя ему нужно посочувствовать. Да и не против "американской военщины" в целом. Это попытка объяснить, что ни призыв, ни контракт не являются идеальными формами. Поэтому, независимо от того, как будет комплектоваться армия, нужны защитные механизмы от беспредела в казармах - правовые механизмы.

Помимо официальной власти есть неформальная - власть коллектива. Она сильна в школах, а также закрытых организациях, таких, как тюрьмы или армия. Значит надо принимать повышенные меры, чтобы неформальная власть в замкнутых помещениях не рождала чудовищ. Кто этим будет заниматься? В советское время за моральный климат отвечали замполиты. Потом их стали называть воспитателями. Ни те, ни другие с дедовщиной не справлялись, больше занимались бумажной работой. Но устраивать кадровую резню среди воспитаталей - вряд ли правильное решение.

Необходимо повысить престиж службы, чтобы достойные люди не считали зазорным носить погоны рядового. Нужна гласность. Нужна честность. Нельзя закрывать глаза на безобразия. А чтобы все получилось именно так, необходимо найти и поставить на высокие посты как можно больше лиц, готовых служить делу, а не лицам. Всего лишь.

Армия