16.04.2011 17:36
Культура

В Петербурге открыли комнату-музей режиссера Николая Акимова

Текст:  Светлана Мазурова Андрей Сладков (фото)
Читать на сайте RG.RU

16 апреля исполнилось 110 лет со дня рождения Николая Акимова, выдающегося театрального режиссера, художника, сценографа. Театр комедии имени Н.П. Акимова (четверть века режиссер руководил этим театром) накануне юбилейной даты устроил презентацию небольшого музея в своих стенах.

- Мы решили воспроизвести уголок кабинета Николая Павловича из дома на Петровской набережной, - рассказала художественный руководитель Театра Комедии Татьяна Казакова. - Наши экспонаты - копии, подлинники хранятся в архиве дочери режиссера Анны Николаевны.

На стенах эскизы декораций к спектаклям "Лев Гурыч Синичкин", "Дракон", "Двенадцатая ночь", "Обыкновенное чудо". Портреты, на них актеры Театра комедии Сергей Филиппов, Вера Карпова, Ольга Аросева, Ирина Гошева, молоденькая Ольга Волкова. А еще великие современники, с которыми режиссер был знаком, общался, дружил: Галина Уланова, Ольга Берггольц, Михаил Зощенко, Аркадий Райкин, Георгий Товстоногов, Андрей Петров. На фотографиях, сделанных Акимовым, - Александр Солженицын, Дмитрий Шостакович, Эдуардо де Филиппо.

- Открытие музейной комнаты - это подарок зрителям, - считает народная артистка России Вера Карпова. Она приехала в Театр комедии на Невском проспекте ровно 55 лет назад, только-только окончив в Москве Вахтанговское училище, по приглашению самого Акимова.

А еще Вера Карпова вспомнила, что когда актрисы, портреты которых писал Николай Павлович, видели себя на них и кокетливо возмущались: "Ой, какая я старая! Некрасивая!", то художник, который всегда был на шаг впереди, лукаво замечал: "Пройдет время, и вы будете восхищаться - "Какая я была хорошенькая, славная!"

Народный артист России Валерий Никитенко поделился своими воспоминаниями.

- Я помню, как в этой комнате Николай Павлович начинал репетировать "Свадьбу Кречинского". И как, увы, не состоялась моя первая роль - Лямин в "Назначении". Драматург Александр Володин принес пьесу в театр (еще до "Современника") и решил сам поставить ее. Николаю Павловичу она очень понравилась, но он уступил Володину. И вот первая репетиция, сцена, когда сослуживцы должны устроить небольшой выпивон в честь назначения Лямина. Чтобы все почувствовали настоящее застолье, Александр Моисеевич принес три бутылки вина, колбасу, хлеб. Через час все мы были пьяные. "На этом ваша режиссерская деятельность заканчивается", - сказал Акимов Володину. Тот посмеялся, и дальше ставил Николай Павлович. А потом обком партии постановку запретил, и так мы не сыграли "Назначение" ни разу.

На открытие приехала из Москвы дочь Николая Акимова - Нина Акимова, актриса Российского академического Молодежного театра. Корреспонденту "РГ" она рассказала:

- Я очень благодарна отцу за все. "Стремясь возвыситься, не перепутай лобное место с пьедесталом", - говорил отец. Он очень ценил свободу, повторял: "Если ты хочешь быть свободной в нашей стране, надо полностью выполнять все законы". Я прожила свою жизнь, помня эти слова.

Однажды он привел меня, еще маленькую девочку, в свою мастерскую. Достал из шкафа портрет, это была карикатура на Сталина. В те годы! Я испугалась. "Посмотри и никогда никому не рассказывай об этом". Сейчас многие ругают наше время. А как был бы счастлив отец, если бы жил сегодня.

Музеи и памятники Санкт-Петербург Северо-Запад