До 2025 года возле порта Усть-Луга будет построен город-спутник с населением в 35 тысяч человек. В финансировании проекта примет участие федеральный бюджет.
Порт в Лужской губе Финского залива активно развивается с 2001 года. Сейчас в его составе действуют шесть терминалов: комплекс по перегрузке угля, универсальный перегрузочный комплекс, терминал по перевалке технической серы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, лесной терминал и многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг-2". На днях в западной части комплекса были введены в строй два новых причала.
Проект строительства нового порта имеет сразу две важнейшие особенности для экономики страны. Во-первых, он расположен практически на границе РФ и Европейского союза, что позволяет переориентировать на Россию транзитные экспортные потоки из соседних стран. Во-вторых, проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства, в его финансировании принимает участие Инвестиционный фонд Росси, и два причала комплекса "Юг-2" являются первыми удачно завершенными проектами транспортной инфраструктуры, реализованными на принципах ГЧП.
Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, который принял участие в церемонии ввода новых причалов в строй, осмотрел территорию строящегося порта с вертолета и, судя по всему, увиденным остался доволен. По его словам, сейчас Инвестфонд участвует "в четырех десятках проектов на условиях частно-государственного партнерства, но именно этот пример свидетельствует, что опыт удался".
Положительный результат настроил федеральные власти и далее уделять внимание Усть-Луге, в том числе финансовое. Согласно планам компании и правительства региона, рядом с портом будет построен современный жилой массив, который расположится на землях, объединенных тремя населенными пунктами в устьевой зоне реки Луга - поселок Усть-Луга, деревня Краколье и железнодорожная станция Усть-Луга. Сейчас в общей сложности здесь проживает около 2,5 тысяч человек. Расчетная численность нового города - 34,5 тысяч человек к 2025 году. Планируется также, что в Усть-Луге будет создана современная индустриальная зона, которая позволит не только избежать функции очередного моногорода - потенциально проблемного объекта, но и создать более 15 тысяч новых рабочих мест в самых разных отраслях экономики.
- За комплексными проектами развития территорий - будущее,- отметил Басаргин. - Мы и дальше будем поддерживать этот проект на федеральном уровне. Именно комплексное развитие территорий, когда одновременно развивается несколько отраслей народного хозяйства, будет способствовать тому, что в России не будут появляться моногорода.
Предполагаемый объем инвестиций в строительство города-спутника составляет более 40 миллиардов рублей, включая обустройство инженерной, коммунальной инфраструктуры, объектов социально-культурного назначения, газификации северной части Кингисеппского района. Федеральные органы власти готовы оказать поддержку по софинансированию строительства жилищной и социальной инфраструктуры порта в рамках целевых программ "Жилище" и "Чистая вода".