19.04.2011 00:20
Культура

Активисты "Архнадзора" выступили против сноса Веерного депо бывшей Николаевской железной дороги

Разрушить памятник быстрее, чем согласовать его проверку
Текст:  Ольга Нестерова
Российская газета - Столичный выпуск: №83 (5459)
Читать на сайте RG.RU

Вчера активисты общественного движения "Архнадзор" по очереди стояли в одиночном пикете возле здания ОАО "РЖД", протестуя против сноса исторического здания - Веерного депо бывшей Николаевской железной дороги.

На территорию не пускают ни представителей департамента культурного наследия Москвы, ни общественников. Между тем это здание считается образцом промышленной архитектуры конца XIX века. Такие круглые строения с поворотным кругом внутри назывались "паровозными сараями". В данный момент оно имеет статус объекта, заявленного к постановке на государственную охрану. Противостояние началось неделю назад, когда железнодорожники взялись за демонтаж депо. Бульдозерами был выбит кусок веерной стены. Вчера рабочие продолжали ковырять металлическую арматуру, несмотря на обещания приостановить демонтаж.

В РЖД заявляют: снос части здания Веерного депо Ленинградского вокзала проводится на законных основаниях, поскольку оно не является памятником - якобы по этому поводу есть документ Москомнаследия. Работы по демонтажу ведутся в рамках строительства четвертого главного пути на участке Москва - Крюково с целью увеличить объем пригородных электричек на этом направлении. Дело, конечно, нужное, но неужели нет другого способа?

- Действительно, само здание Веерного депо не является памятником, - пояснил советник руководителя департамента культурного наследия Москвы Николай Переслегин, - но оно находится в объединенной охранной зоне N 179, утвержденной правительством Москвы. И здесь по закону снос зданий, даже и не имеющих статуса памятника, может производиться лишь после рассмотрения на заседании Комиссии при правительстве Москвы по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах Москвы. Вопрос о разборке строения на заседание комиссии не выносился, разрешения на снос департамент не давал.

РЖД пытается оспорить этот порядок. "Компании для проведения работ не требуется разрешения московской комиссии по сносу, - говорится в заявлении пресс-службы ОАО "РЖД", - так как оно необходимо только в случае проведения работ на землях города. Веерное депо находится на земле, являющейся федеральной собственностью. Вопрос сноса зданий на этой территории находится в компетенции балансодержателя, которым является ОАО "РЖД".

- Это совершенно нелепое заявление, - утверждают в департаменте культурного наследия. - В чьей бы собственности ни был объект, он находится в административных границах Москвы, поэтому московские законы должны соблюдаться. В связи с этим мы направили запрос в прокуратуру города Москвы с целью проверки законности проведения работ по демонтажу здания Веерного депо.

Правда, прокуратура Москвы переправила бумагу в межрегиональную транспортную прокуратуру, поскольку дело касается железной дороги. Там, как сообщили корреспонденту "РГ", только приступают к проверке.

Между тем в подобной ситуации может оказаться любой объект культурного наследия. Дело в том, что по федеральному законодательству инспекторы департамента культурного наследия не вправе проводить внеплановые проверки состояния памятника без согласования с органами прокуратуры. А чтобы получить согласование, надо представить целый комплект документации: заявление, содержащее сведения о наименовании, адресе юридического лица, ИНН и прочие. Чтобы защитить то же Веерное депо и другие объекты, у департамента культурного наследия должна быть возможность незамедлительно отреагировать на "сигнал" и выехать с внеплановой проверкой, пока бульдозеры не взялись за свое разрушительное дело. Но ее-то пока и нет.

Архитектура Москва Столица