Надо признать, что сырьевая модель российской экономики сохранится в ближайшие годы.
На Россию вновь щедро льется золотой дождь - около 120 долларов за баррель нефти "Юралс". Как-то сразу, сама собой ушла с повестки дня проблема бюджетного дефицита - по крайней мере до конца нынешнего года; не столь трагично воспринимаются невзгоды Пенсионного фонда, а популярный в последнее время тезис о исчерпанности сырьевой модели развития российской экономики и вовсе выглядит небесспорным. Во всяком случае до тех пор, пока благоприятная мировая конъюнктура вновь не повернется к нам задом.
Конечно, инновационная экономика, где ускоренное развитие получают отрасли, производящие продукцию с большей добавленной стоимостью, остается нашей стратегической целью. И как цель не вызывает ни малейших сомнений. Сомнения есть по поводу того, что сырьевая модель экономики себя действительно исчерпала.
Вспомним, что происходило во время последнего экономического кризиса.
К примеру, по итогам "самого кризисного" 2009 года ВВП России упал на 7,8%. Однако не все отрасли падали одинаково. Если взять промышленность, то наименьший минус был зафиксирован в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - всего 2,6%. Больше других пострадали обрабатывающие отрасли: глубина падения в производстве транспортных средств и оборудования составила 50,1%; электронного и оптического оборудования - 37,3%. Получается, если бы не сырьевая направленность российской экономики, общий ее обвал был бы гораздо больше.
Не выдаем ли мы желаемое за действительное? Почему столько лет мы говорим о необходимости слезть с "нефтяной иглы" и ничего из этого не выходит.
Специфика топливно-энергетических отраслей в том, что для их развития ключевое значение имеет инфраструктура: газо- и нефтепроводы. Еще в советское время, после открытия месторождений Самотлора, Уренгоя и т.д., была создана мощная инфраструктура нефтяной и газовой отраслей. Понятное дело, что если есть трубы, то они должны чем-то заполняться. Особенно тогда, когда складывается благоприятная ценовая внешнеэкономическая конъюнктура. Таким образом, у нас уже в советское время был создан каркас экономики сырьевого типа, ее жесткий скелет.
В подобной ситуации пытаться построить какую-то иную, инновационную экономику чрезвычайно трудно. Тут надо притормаживать со строительством новых нефте- и газо проводов, победным расширением добывающего фонда. Делаем ли мы что-либо подобное? Напротив, поступаем с точностью до наоборот, с каждым годом увеличивая нашу газо- и нефтепроводную сеть и затрачивая на это десятки миллиардов долларов.
К примеру, только инвестиционная программа компании "Транснефть" предусматривает строительство с 2010 по 2013 год 3539 км трубопроводов. Общая стоимость программы - 509,6 млрд рублей. Самые важные проекты: нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО-2) и Балтийская трубо-проводная система-2.
Среди трубопроводов проект N 1, безусловно, "Северный поток" (Nord Stream) протяженностью 1224 км по дну Балтийского моря, инвестиции в строительство которого составят не менее 300 млрд рублей.
Другими словами, мы продолжаем укреплять и расширять каркас экономики сырьевого типа. Все эти новые трубы придется заполнять газом и нефтью, для чего надо будет идти во все более труднодоступные места. Ресурсы экономики будут тратиться именно на это.
Что делать в такой ситуации? Для начала хотя бы признать, что сырьевая модель российской экономики сохранится в ближайшие годы. И уже с учетом этого строить гораздо более реалистичные планы по созданию экономики инновационного типа.
А она предусматривает прежде всего формирование среды, восприимчивой к инновациям, с высоким уровнем конкуренции, потому что только в такой экономике инновации становятся аргументом в конкурентной борьбе.
Статистика Федеральной антимонопольной службы показывает, от 50 до 60% дел, связанных с нарушениями конкурентного (антимонопольного) законодательства - это дела в отношении органов власти всех уровней, от муниципального до федерального. Получается, что у нас первый враг конкуренции - это государство, это чиновники. Значит, нужна реальная административная реформа.
Ну и нельзя забывать о трубе. Ладно, достроим уже начатые нефте- и газопроводы. Но дальше надо тормозить. Не сделаем этого, никакие стимулы в виде формирования высококонкурентной среды не помогут.
Не хотелось бы оставаться сырьевым придатком до тех пор, пока все доступные энергоресурсы России не будут окончательно выкачаны.
Игорь Николаев,
директор департамента стратегического анализа компании ФБК