Я очень рад возможности представить на первом в России интернет-фестивале "Дубль дв@" свою последнюю картину "Одноклассники". Она шла на экранах России, но в каком-то крайне ограниченном прокате. А такой безбрежный, такой феноменально неограниченный прокат, как в Интернете, - это, конечно, честь для любого автора.
Эта картина - о современной молодежи. Во ВГИКе, где я преподаю, я дал своим студентам задание написать маленькую историю о жизни и проблемах современных молодых. И вот студентка нашего с Валерием Давидовичем Рубинчиком курса Соня Карпунина принесла не то 8, не то 10 страничек, которые я прочитал, и мне они понравились. Когда мы говорим о молодых людях, то обычно первый вопрос: "А чем они отличаются от тех молодых, что были раньше, еще раньше и совсем раньше?". Так вот, история, которую принесла Соня, убедительно показывала, что в главном, из чего состоит жизнь, никакого особенного отличия нет. Я давно это предполагал. Когда меня в интервью спрашивали: "Чем отличается современный молодой человек от молодежи разлива, скажем, шестидесятых, когда я только-только поступил во ВГИК?", я задумывался, а потом приходил к тому же выводу: в главном - ничем! Хороший молодой человек 60-х ровно ничем не отличается от хорошего молодого человека 2011-го. Конечно, много внешних различий. Конечно, совсем другое время - вот и интернет-фестиваль уже запускаем. Фильм можно посмотреть у себя в компьютере в Сети - конечно, время этим отличается очень сильно. Но содержание фильма, его душу эти внешние отличия никак не определяют.
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
Поэтому мне страшно важно - как бы через много лет, отделяющих меня сегодняшнего от моей молодости, говорить о сегодняшнем молодом человеке с пониманием того, что его занимают в сущности те же самые надежды, горести, радости и та же самая любовь.
Снимая картину, я много думал о ее жанре. Это считается важным - определить жанровую направленность фильма, хотя жизнь, как известно, жанров не имеет. Вот как в фильмах Георгия Николаевича Данелии невозможно понять, что это - комедии, трагедии, трагикомедии или драмы. Потому что вся жизнь - не то комедия, не то драма, не то трагедия. Но все-таки я думал: что у меня получается за жанр? И в результате дал картине очень странное определение: слабо умное кино. Обязательно в три слова и ни в коем случае не два: слабоумное кино. Нет, обязательно раздельно: слабо умное! Почему? Потому что отличительная черта жизни хороших молодых людей в современных условиях - это их принципиальное нежелание сначала что-то умно обдумывать, а потом это что-то совершать. Они сейчас обычно делают по-другому: сначала что-то делают, а потом думают - что из этого может произрасти. А если сначала всерьез задумаешься - то вроде бы и делать уже неохота. А жить как-то надо.
Вот такой наш "слабо умный" фильм, помесь драмы, трагедии и комедии мы и хотим представить вниманию зрителей фестиваль "Дубль дв@".