Во встрече преподавателей и студентов с президентом страны, которая состоялась в Москве, приняли участие представители нескольких технических вузов ЦФО. Как выяснилось, у учебных заведений общие проблемы, связанные с практикой студентов и трудоустройством выпускников. Чтобы их решить, высшая школа должна активнее наводить мосты с бизнесом.
В последние годы ситуация с инженерным образованием выглядит не слишком оптимистичной. На фоне демографического спада техническим высшим учебным заведениям все сложнее привлекать абитуриентов. По данным мониторинга Минобрнауки РФ, первокурсники, поступившие в вузы такого профиля, имеют более низкие результаты по Единому госэкзамену по сравнению со сверстниками, выбравшими классические университеты.
Дабы не распугать потенциальных студентов-договорников и сохранить конкурентоспособность платных образовательных услуг, ректоры пытаются "заморозить" цены. Однако следствием этого процесса нередко становится потеря лучших преподавателей и ухудшение материальной базы. При стоимости обучения в 30 тысяч рублей в год университету, как правило, не по карману дорогое исследовательское оборудование и оплата труда квалифицированной профессуры.
Причину снижения интереса абитуриентов к инженерному образованию участники рынка объясняют проблемами послевузовского трудоустройства, о которых прекрасно осведомлены нынешние 11-классники. С одной стороны, многие работодатели сетуют на нехватку кадров, с другой - не готовы брать на производство ребят, у которых нет записей в трудовой книжке.
- По статистике, российские вузы ежегодно выпускают более 200 тысяч инженеров, - констатирует советник губернатора Воронежской области Алексей Антиликаторов. - При этом только треть устраивается на работу по специальности. Количество тех, кто открывает собственный инновационный бизнес, и вовсе исчисляется единицами. Основных причин две - низкие стартовые зарплаты и отсутствие опыта у молодых кадров.
Впрочем, некоторые воронежские промышленные предприятия умудряются привлекать молодых специалистов, сокращая разницу между их ставками и оплатой труда работников со стажем. Несколько тысяч рублей в месяц вчерашним студентам ежемесячно доплачивает один из концернов, выпускающий радиоэлектронное оборудование. Но чаще новоявленные инженеры, столкнувшись с мизерными зарплатами, меняют приоритеты и пополняют ряды офисных сотрудников.
На фоне невысокого конкурса в технические вузы министерство образования и науки продолжает увеличивать контрольные цифры приема на бюджетные места по группам специальностей инженерного профиля. Министерские чиновники говорят, что это задел на перспективу: уже сегодня в производственной сфере дефицит кадров, а через несколько лет проблема может усугубиться.
- За последние семь лет контрольные цифры приема по специальностям, связанным с информационной безопасностью, выросли на 63 процента, с автоматикой и управлением на производстве, - почти вдвое, - отмечает директор департамента профессионального образования Минобрнауки России Татьяна Давыденко. - При этом в нынешнем году количество бюджетных мест на первых курсах по группам специальностей "Гуманитарные науки", "Образование и педагогика", "Экономика и управление" сократится на 30-50 процентов.
Найдут ли многочисленные инженеры работу по специальности? По мнению участников встречи, все будет зависеть от того, какой практический опыт они приобретут за период обучения.
- На пятом курсе многие студенты осознают, что у них почти нет навыков работы на производстве, - говорит зампредседателя Белгородского общества студентов-исследователей Николай Черкашин. - На мой взгляд, государство должно стимулировать руководителей предприятий, чтобы они включали студентов в нормальный производственно-технологический процесс. Нередко студентам младших курсов вместо осваивания будущей профессии в ходе практики предлагают подметать полы в цехах!
В ряде случаев белгородские инженеры сами создают себе рабочие места. Так, одно из малых инновационных предприятий занимается производством наноструктурного титана, из которого казанские коллеги производят костные имплантаты. До недавнего времени этот рынок в России полностью контролировали американские производители.
В некоторых регионах Центрального округа успешные отношения между работодателями и вузами сложились на основе общих интересов. По словам замдиректора металлургического института Липецкого государственного технического университета Елены Дергуновой, для подготовки металлургов в сентябре прошлого года вуз объединил усилия с крупнейшим в регионе работодателем. Учебные планы теперь здесь составляют вместе со специалистами металлургического комбината, а сам образовательный процесс предполагает решение реальных задач на площадках предприятия.
- Технический вуз должен ориентироваться на запросы работодателя, - считает Елена Дергунова. - Как минимум один день в неделю наши студенты проводят на заводе, где на практике, а не по учебникам постигают технологические процессы.
Инициативу липецких педагогов готово поддержать и минобрнауки, которое видит решение проблемы трудоустройства специалистов не в возрождении советской системы распределения, а в целевой подготовке. В этом случае предприятие не просто выступает в роли заказчика, но и обозначает свои требования к компетенциям будущих выпускников.