19.04.2011 00:23
Экономика

Юрий Васильев: Инвесторы, которые поддержат инновации, получат налоговые льготы

Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев о проектах, над которыми работают законодатели
Текст:  Юлия Васильева
Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение: №14 (796)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня проблема налогообложения для бизнеса актуальна как никогда. Налоговая нагрузка на предприятия растет, заставляя бизнес уходить в тень. Законодатели обещают льготы и корректировку Налогового кодекса. Эксперты уверены, что налоговое законодательство будет только ужесточаться. Что ожидать бизнесу дальше? Об этом "РБГ" попросила рассказать председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрия Васильева.

- Юрий Викторович, какие наиболее значимые законопроекты приняты и поступили в ваш комитет?

- Говоря о законопроектах, которые сегодня находятся в портфеле комитета, хочу в первую очередь отметить те, которые призваны создать благоприятные условия для налогоплательщиков, занятых в инновационных сферах производства. В январе этого года в первом чтении был принят законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности", направленный на совершенствование порядка учета расходов на научно-исследовательские работы, так называемые НИОКР, при исчислении налога на прибыль организаций. Его второе чтение планируется на 19 апреля этого года.

Напомню, что с 1 января 2009 года начал действовать порядок, в соответствии с которым налогоплательщик вправе расходы на НИОКР включать в затраты с повышающим коэффициентом 1,5, что соответственно уменьшает налогооблагаемую базу. Такой порядок наиболее полно был использован при осуществлении НИОКР сторонними организациями. Однако при осуществлении НИОКР собственными силами у налогоплательщиков возникали сложности, связанные с особенностями учета этих расходов в себестоимости продукции.

Сегодня неопределенность порядка налогового учета расходов на НИОКР в тех или иных ситуациях во многом компенсируется разъяснениями минфина, которые не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения. Для устранения этого недостатка предлагается закрепить порядок ведения налогового учета расходов на НИОКР в Налоговом кодексе, и определить перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций.

В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право на основании утвержденных им программ самостоятельно принимать решение о создании резерва расходов на НИОКР, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения. Закон также снимает барьер для долгосрочного венчурного финансирования. Привлекательность частных инвестиций в развитие инновационной деятельности снижалась по той причине, что инвесторы при продаже акций российских компаний, занимающихся инновационной деятельностью, обязаны были платить налог в размере 13% от их стоимости. Теперь этот налог отменяется при условии, что ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика более 5 лет. Порядок отнесения ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к высокотехнологичному сектору экономики будет установлен правительством РФ. В настоящее время к ценным бумагам инновационного сектора экономики могут быть отнесены акции и облигации, допущенные к торгам в биржевом секторе "Рынок инноваций и инвестиций" ЗАО "Международная межбанковская валютная биржа".

Идет работа над масштабным законопроектом "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации". Он направлен на создание механизма господдержки инновационной деятельности. В частности, предусматриваются меры финансовой поддержки в виде создания льготного налогового режима для лиц, осуществляющих безвозмездное инвестирование собственных средств в инновационную деятельность. Также норматив предоставит возможность получения инновационного кредита и освободит от налогов ввозимую на таможенную территорию нашей страны продукцию, необходимую для осуществления инновационной деятельности.

Решит многие проблемы для инвесторов и законопроект, направленный на совершенствование механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков. Данный вид внешнеэкономической деятельности получит льготное налогообложение на добавленную стоимость.

Одновременно создаются и механизмы по контролю над расходами бюджетных денег в этой сфере. С этой целью недавно был принят в первом чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления контрольных мероприятий использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование инновационной деятельности". Речь идет о тех инновационных проектах, которые имеют определенную степень риска конечной реализации. Оценка эффективности использования бюджетных средств на подобные проекты будет осуществляться по особым методикам, утвержденным правительством РФ. Главный критерий этих методик - учет и оценка результативности и эффективности деятельности организаций, использующих бюджетные средства. Этими методиками будут руководствоваться аудиторы Счетной палаты и правоохранительные органы при проведении прокурорских проверок, в рамках общего надзора за расходованием бюджетных ассигнований.

- С инновациями понятно, а для малого бизнеса готовятся ли какие-то налоговые преференции?

- В марте этого года Госдумой уже принят закон, направленный на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Он устанавливает особый порядок учета субсидий, получаемых субъектами МСП в соответствии с Законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".

В частности, такие субсидии предлагается отражать в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов со дня их получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода и подлежит налогообложению.

Недавно в комитет поступил законопроект о патентной системе налогообложения. Это законопроект "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса РФ, некоторые законодательные акты РФ и признании утративших силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ".

В целом цель законопроекта - налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей. Документом, в частности, предлагается выделить в отдельную главу НК РФ "Патентная система налогообложения" упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. При этом с 1 января 2014 г. из него будет исключен такой налоговый режим, как ЕНВД. Предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налогоплательщики освобождаются от представления декларации в налоговые органы. Они смогут самостоятельно вести учет доходов в специальной учетной книге, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся стоимости патента.

Уже с 2012 года в каждом муниципалитете предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и им не придется платить налог на имущество, подоходный налог и НДС (кроме НДС на импорт).

- Сегодня много споров идет вокруг налога на добавленную стоимость. Возможны ли в ближайшем будущем изменения ставок?

- Дискуссии вокруг НДС идут давно, и всякий раз выдвигаются новые аргументы в пользу его решения. Наша задача - принять за основу наиболее рациональные предложения. Но в любом случае льготы сохранятся для производственных объединений, производящих программный продукт для внешнего и внутреннего рынков. Льготы сохранятся и для предприятий, создаваемых вузами, чтобы помочь молодым ученым реализовать свои идеи в сфере нанотехнологий. Щадящий налоговый режим сохранится для СМИ.

А вот законопроект "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" - направлен на устранение противоречий, возникающих на практике при применении отдельных положений главы 21 Налогового кодекса РФ.

- Что конкретно предлагается изменить?

- Предусматривается определить порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятых к вычету. В частности, речь идет о строительно-монтажных работах, товарах (работах, услугах), приобретенных для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости, а также в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, при хищении, недостаче, выявленных в результате инвентаризации.

Будет уточнен порядок налогообложения НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

Норматив позволит освободить от налогообложения НДС услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта. Также решит ряд других спорных технических вопросов.

- А благотворительность получит какие-то льготы?

- Сегодня уже действует целый ряд льгот, касающихся услуг по социальному обслуживанию населения, в том числе инвалидов; физкультурно-оздоровительных услуг; услуг по профессиональной подготовке и повышению квалификации. Такие услуги уже освобождены от налога на добавленную стоимость, но при условии, что они оказываются государственными или муниципальными учреждениями.

Для создания равных налоговых условий на рынке социальных услуг - подготовлен ко второму чтению законопроект "О внесении изменений в часть вторую НК РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности", который расширяет перечень услуг, освобождаемых от налогообложения; устраняет налоговые барьеры для получателей благотворительной помощи; улучшает правовой статус некоммерческих организаций.

Законопроект предусматривает обширные налоговые преференции по НДС и налогу на прибыль для некоммерческих организаций, выполняющих социально значимые услуги, а также по налогу на доходы физических лиц для благотворителей и лиц, получающих благотворительную помощь.

От обложения налогом на добавленную стоимость также освобождается безвозмездное оказание услуг по изготовлению и распространению социальной рекламы. То есть одновременно с экономическими задачами решаются и социальные вопросы.

- Структура нового бюджетного трехлетнего плана будет качественно изменена. Есть ли какие-то наработки в этом направлении? И о каких новациях в бюджетной политике можно говорить уже сейчас?

- Работа по подготовке проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы идет. Сроки подготовки и внесения в Госдуму бюджета не изменяются. К началу мая будут утверждены сценарные условия и параметры социально-экономического развития России на 2012-2014 годы, а также основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики. В июне будут определены ключевые характеристики федерального бюджета, включая объемы доходов и расходов, ограничения по бюджетному дефициту и не позднее 1 октября бюджет будет внесен в парламент.

Новацией федерального бюджета на 2012-2014 годы станет его формирование в разрезе 42 долгосрочных государственных программ. По этим программам будет расписано 97 процентов всех расходов бюджета. В рамках госпрограмм должно быть обеспечено скоординированное использование механизмов правового регулирования, таможенного и налогового управления, таможенных и налоговых льгот, федерального имущества. Первый опыт условного распределения бюджета по государственным программам был сделан уже в рамках федерального бюджета на 2011-2013 годы. Представление бюджета в разрезе государственных программ - это четкое увязывание финансовых ресурсов и целей, которые должны быть достигнуты.

Ключевой задачей федерального бюджета на 2012-2014 годы станет решение проблемы дефицита федерального бюджета и сведение его к нулю. Поэтому в рамках новой структуры бюджета необходимо более четко расставить приоритеты, сосредоточиться на ключевых проектах социального, экономического, научно-технического развития России, обеспечить неукоснительное выполнение государственных программ. На это и будет направлена наша дальнейшая работа.

Исследование вопросов налогообложения в России

Налоги Инвестиции Госдума