Несмотря на весеннее ограничение проезда грузовиков по федеральным трассам, многие предприниматели региона не намерены корректировать свои транспортные планы.
Они провозят грузы по ночам, подделывают пропуски Росавтодора или пытаются заключить дружеское "соглашение" с сотрудниками ГИБДД. На одном из специализированных форумов водители даже составили "диаграмму взяток" - сколько стоит проезд по "запрещенной" федеральной трассе в каждом регионе. В разрезе СЗФО самый дорогой откат платят владельцы грузовиков в Ленинградской области. Минимальную взятку требуют с водителей Вологодчины.
Сложно судить, насколько верны эти данные, однако факт остается фактом: предприниматели, "завязанные" на большегрузном транспорте, не смогли отнестись к приказу Росавтодора с пониманием. "Весна - удачное время для строек. Я не стану отказываться от заказов только потому, что у меня "встали" грузовики", - разводит руками руководитель одной из строительных компаний Вологды.
Приказ минтранса о введении временного ограничения движения большегрузов по федеральным дорогам "Российская газета" опубликовала 18 марта. Запрет действует с 25 марта по 25 июня, но не больше 30 суток в границах одного региона. Сначала ограничения вводятся на юге России и в калининградском эксклаве, затем, по мере таяния снегов, действие приказа будет распространяться по северным и восточным регионам страны.
Запрет призван сохранить дороги, которые особенно восприимчивы к "тяжеловесам" во время весенней распутицы, поясняют в Росавтодоре. Исключение составляет транспортировка международных грузов, продуктов питания, горючего и удобрений, которые важны во время посевной. Кроме того, ограничение не распространяется на регулярные пассажирские перевозки, транспортировку грузов минобороны и МЧС. В случае острой необходимости предприниматель, грузы которого не относятся к "исключительной" категории, может обратиться в региональное отделение Росавтодора. Однако за разрешение на проезд придется заплатить немалую сумму - в зависимости от габаритов автомобиля, веса груза и протяженности дороги.
В Калининградской области грузовики не имеют права выезжать на федеральные трассы с 25 марта по 23 апреля, на Вологодчине, в Ленинградской и Псковской областях - с 1 по 30 апреля, в Мурманской области - с 30 апреля по 29 мая. В Архангельской области единственная федеральная дорога "Холмогоры" закрыта с 10 апреля по 9 мая, в Ненецком автономном округе с 1 по 30 мая грузовикам запрещен автоподъезд от аэропорта до Нарьян-Мара, в Карелии разные трассы закрыты с 15 апреля по 14 мая и с 25 апреля по 24 мая.
В Республике Коми под запрет попадает только один кусок трассы протяженностью чуть меньше двух тысяч километров. Там запрещен проезд большегрузов с 15 апреля по 14 мая. Однако местные грузоперевозчики оказались в более невыгодном положении, чем их коллеги из других регионов СЗФО. С начала этого года городской совет Сыктывкара ввел круглогодичную плату за проезд по городским дорогам для автомобилей, вес которых превышает 3,5 тонны. В зависимости от габаритов месячный абонемент для одного авто может стоить от 3 до 12-15 тысяч рублей, деньги идут в муниципальный бюджет. Как подсчитали в одной из строительных компаний Сыктывкара, проезд 36 единиц техники обойдется предприятию в 4,2 миллиона рублей ежегодно.
В принципе, федеральное законодательство позволяет местным властям вводить свои ограничения на проезд по региональным и муниципальным дорогам в весеннее время. Например, асфальтобетонные дороги Ленинградской области закрыли на "просушку" на месяц для автомобилей, нагрузка на каждую ось у которых превышает 5 тонн. По гравийным дорогам не могут ездить грузовики с нагрузкой на одну ось свыше 3 тонн. Похожие меры введены на региональных дорогах Псковской области. Исключение, как и в федеральном приказе, вводятся для транспортировки продуктов питания, удобрений и горючего, международных грузов.
Однако круглогодичную плату за проезд можно взимать только с грузовиков, масса которых превышает 38,5 тонны, а не 3,5 тонны, как это сделали в Сыктывкаре. "Городские власти ввели свое понятие большегрузного транспорта, под которое попадает даже небольшой ГАЗ 3307, - рассказывает корреспонденту "РГ" о причинах недовольства транспортников исполнительный директор отделения предпринимательского движения "Опора России" в Коми Владимир Кононов. - К тому же платить за проезд по городу должны все, в том числе перевозчики скоропортящихся продуктов питания. Ограничения не распространяются только на муниципальный автомобильный парк.
В администрации Сыктывкара ссылаются на необходимость ремонтировать дороги после проезда большегрузов и утверждают, что действуют в соответствии с федеральной законодательной базой. В частности, с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" и постановлением правительства "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ". Так или иначе, сейчас к делу сыктывкарских транспортников подключилась прокуратура, а предприниматели готовят иск в Арбитражный суд Коми.