20.04.2011 00:02
Культура

Большой театр готовит мировую премьеру балета "Утраченные иллюзии"

Большой театр готовит мировую премьеру балета "Утраченные иллюзии"
Текст:  Елена Чишковская
Российская газета - Федеральный выпуск: №84 (5460)
Читать на сайте RG.RU

По иронии судьбы для работы над спектаклем по роману Бальзака собрались экс-руководители Большого: в прошлом художественный руководитель балета Алексей Ратманский и два музыкальных экс-шефа - дирижер Александр Ведерников и композитор Леонид Десятников, который написал для этого балета музыку специально по заказу дирекции ГАБТа.

Постановочную команду дополнили сценограф и художник по костюмам Жером Каплан и художник по свету Венсан Милле. За неделю до премьеры постановщики встретились с журналистами и рассказали о том, что ждет публику.

Создавая "Утраченные иллюзии", Алексей Ратманский взял за драматургическую основу уже существовавшее либретто Владимира Дмитриева (на музыку Бориса Асафьева балет под таким же названием был поставлен в Кировском театре в 1936 году Ростиславом Захаровым). Спустя 75 лет современный хореограф не нашел в старом тексте принципиальных недочетов: "Либретто составлено качественно и честно, оно очень театрально. Конечно, в нем нет буквального следования роману, но Дмитриев сделал такую схему, которая работает и сегодня".

Все же хореограф внес и собственные изменения в бальзаковский сюжет. Так, поэт и журналист Люсьен становится композитором, а актрисы превращаются в балерин, для которых музыкант пишет свои балеты. "Очень многие темы, имеющие первостепенное значение в романе Бальзака, в спектакле практически ускользают или возникают фоном, - прокомментировал постановщик. - Если быть кратким, то наш балет - это история двух сердец. И для меня то, что происходит между ними на протяжении всего балета, важнее, чем социальная тема или же некое соотношение современного и старинного, высокого и низкого".

Алексей Ратманский также отметил, что работа над спектаклем носила в некотором смысле "экстремальный" характер, поскольку целиком музыку балета в записи он услышал спустя полтора месяца после начала репетиций в зале. "Для меня это случай исключительный, - поделился хореограф. - Я всегда стараюсь как можно дольше работать с музыкой. Но именно так, наверное, хореографы и работали в старину - тогда композиторы приносили только что написанные номера прямо к репетиции".

Говоря о музыкальной составляющей будущей премьеры, Алексей Ратманский выразил свое восхищение композиторским даром Леонида Десятникова: "Его музыка - это чудо, случившееся в моей профессиональной жизни. Сочинять под нее одновременно и трудно, и легко. Трудно, потому что она прекрасна и хочется ей соответствовать. И легко, потому что она танцевальна и уже несет в себе то, что должно передавать движение".

В свою очередь Леонид Десятников, для которого "Утраченные иллюзии" станут четвертой совместной работой с Большим театром, признался, что создание музыки для этого балета было для него "в большей степени удовольствием, чем мучением". "То, что я увидел на сцене в ходе предварительных репетиций, превзошло все мои ожидания - более адекватного воплощения моей музыки невозможно представить. Я с большим нетерпением ожидаю премьеры", - сообщил композитор.

В новом балете заняты ведущие артисты труппы. На первом премьерном спектакле 24 апреля главные партии будут танцевать Наталья Осипова, Иван Васильев и Екатерина Крысанова. Всего же подготовлено четыре состава исполнителей. Премьерные спектакли на Новой сцене Большого театра пройдут 24-25 и с 27 по 29 апреля.

Премьера состоится при поддержке фестиваля “Черешневый лес”.

Театр