На днях петербургское ОАО "Северная верфь" Сергея Пугачева спустила на воду новый современный корвет "Бойкий", предназначенный для Военно-морского флота России. Новый корабль не имеет аналогов в своем классе как по оснащенности новейшими видами вооружения, так и по уникальным техническим решениям, которые использовались при строительстве.
Специалисты, отслеживающие военное судостроение, ставят это событие в один ряд с планомерным вводом в строй перспективной линейки кораблей проекта 20380 - многофункциональных, маневренных, эффективных в поддержке десантов и уничтожении морских целей и авиации и к тому же имеющих оружие нового класса и высокий уровень автоматизации и интеграции всех систем управления.
Запуск строительства самых современных кораблей - результат, прежде всего, модернизации Северной верфи", "Балтийского завода", ЦКБ "Айсберг" и других подразделений корпорации Сергея Пугачева. Новые собственники пошли по пути научно-обоснованных методов производства и внедрения на ту же "Северную верфь" всего передового опыта, накопленного в судостроении. Подтверждением эффективности взятого курса является начавшийся прямо-таки конвейерный метод строительства и поставки судов для ВМФ и иностранных покупателей на питерских верфях. Только в последнее время сошли со стапелей
корветы "Стерегущий", "Соообразительный". Одновременно на верфи ведется строительство двух кораблей дальней морской зоны класса "Фрегат" (пр. 22350, разработчик "Северное ПКБ"). Головной корабль этого проекта "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" будет поставлен в 2012 году, второй корабль (первый серийный) "Адмирал Флота Касатонов", который был заложен в 2009 году, планируется поставить ВМФ в 2013 году. Учитывая потребность ВМФ в сторожевых кораблях дальней морской зоны, правительство РФ уполномочило "Северную верфь" до 2018 года поставить по гособоронзаказу еще 4 фрегата проекта 22350.
"Северная верфь" Сергея Пугачева сегодня оказалась, что называется, в струе, потому что загодя последовательно занималась техническим переоснащением предприятия. Здесь уже не первый год дает эффект система менеджмента качества, которая приспособлена к специфике кораблестроения и включает в себя организационную структуру, квалифицированный персонал верфи, руководящие документы, методики и стандарты предприятия, оборудование и технологические процессы.
А вот еще аспект модернизации: "Северная верфь" является единственным в стране предприятием, создавшим и внедрившим постройку судов с использованием трехмерной математической модели корабля. Отсюда культура производства, экономия времени и затрат и, в конечном счете и высокая конкурентность верфи, причем, уже не только на российском судостроительном рынке. Скоро, как сказал поэт, "все флаги в гости будут к нам". Недавно на "Северной верфи" построены на экспорт 4 эскадренных миноносца для Китая, сейчас верфь ремонтирует и модернизирует сторожевые корабли ВМС Алжира.
Генеральный директор предприятия Андрей Фомичев, в марте 2011 года удостоенный премии правительства РФ в области науки и техники, не случайно заявил, что конкуренты России за рубежом напрасно ожидали, что в течение ближайших лет потенциал отечественного кораблестроения будет полностью исчерпан. По его мнению, у нас начинают появляться высококонкурентные "военные товары" для иностранных рынков, отвечающие всем требованиям XXI века. Они не только обеспечат России сохранение ее нынешних позиций в глобальной системе торговли вооружениями, но, скорее всего, приведут к расширению роли нашей страны в глобальном военно-техническом сотрудничестве".
Прибавьте принятое менеджментом "Северной верфи" в ноябре 2010 года решение о модернизации программ испытаний для судов снабжения нефтедобывающих платформ, где уже складывается позитивное сотрудничество с норвежцами, полученную предприятием в прошлом году лицензии на право сооружения судов и иных плавсредств с ядерными реаторами и другие "гражданские" проекты. И вы поймете, с каким размахом смотрит в будущее "Северная верфь", отмеченная Министерством промышленности и транспорта среди организаций, освоивших важнейшие проекты 2010 года.
Как результат масштабной работы, постановлением правительства РФ от 21.12.2010 N1080-31, ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" Сергея Пугачева должно построить еще девять корветов проекта 20385 (улучшенный вариант проекта 20380), причем предприятие назначено их единственным поставщиком. Ведь сегодня это безусловный лидер отечественного кораблестроения.