22.04.2011 00:12
Культура

Программу кинофестиваля "Российской газеты" продолжит фильм "Спартак и Калашников"

Кинофестиваль в Интернете пересекает свой экватор
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №87 (5463)
Читать на сайте RG.RU

Фестиваль развивается нормально - то есть быстро. Интернет демонстрирует свои преимущества: Вася тут же отбивает Кате мейл со ссылкой на крутой фильм - и вот уже Катя в нашем глобальном кинозале. А потом Катя изумленно пишет Васе: у нас, оказывается, еще делают хорошее кино! Что и требовалось доказать.

Наш постоянный зритель Никита Королевич из Тюмени отмечает: "Начала проявляться фестивальная составляющая этих просмотров: кроме фильма, мы смотрим промо-ролики, режиссеры представляют свои фильмы, и это уже совершенно другой уровень. Да, каждый смотрит фильм в одиночестве, наедине с монитором: кто-то в своей комнате за письменным столом, кто-то лежа на диване, а кто-то в лоджии, накрывшись пледом, с горячим чаем в подстаканнике, горящими свечами и ночной Тюменью за стеклом. Но все мы это делаем примерно в одно время, сравнивая между собой одни и те же картины, внимая режиссерам и понимая нечто большее, нежели при обычном просмотре скачанного по чьей-то ссылке фильма. И вот этот фестивальный дух - он многое преображает. Это дорогого стоит, друзья!"

Отзывы содержательны и, что изумительно, их не нужно модерировать - в смысле убирать мат и сообщения режиссеру, что он козел. Этого нет совсем. Интеллигентная публика к нам пришла. Смотрит, думает, спорит, сомневается, благодарит. Еще немного, и к нам ненароком вернется утраченная копцепция страны как одного огромного киноклуба. Но время выводов еще не приспело. Впереди уикэнд, и он предложит вам три конкурсных фильма.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Реакция на добро

Первый - "Спартак и Калашников" (2002) - дебютная картина ныне известного режиссера Андрея Прошкина ("Игры мотыльков", "Солдатский декамерон"). В аннотациях намекают, что это атавизм советского "подросткового" кино про парнишку и собачку. Есть еще термин "семейный фильм" - то есть такой, на который родителям не стыдно повести детей. Все правильно: и традиция соблюдена, и детям не стыдно показать. Но в настоящем кино всегда нечто большее, чем киноведческий морок. Оно отвечает каким-то главным потребностям публики. Посмотрите, как откликнулись люди на доброту и свет "Видримасгора", они по такому стосковались. "Это было предсказуемо, миленькая сказочка для девочек!" - полупрезрительно откомментировал коллега-критик. Я понимаю: для кино важнее делать гаденькую быль для критиков, но коллега забыл, что кино - не для него. Кино - для людей. И критику, если он настоящий, неплохо бы слушать реакцию зрителей. В этом один из смыслов профессии.

Мы и "Спартака…" хотим вернуть зрителям - за дефицитную в кино доброту. Ненаигранную, а естественно присущую молодому режиссеру. И не слюнявую, а действенную, убежденную. Детдомовский пацан спас щенка от заслуженного наказания, стал его другом и вместе с ним, его защищая, пустился в самостоятельное плаванье по жизни, для солидности выдавая себя за внука знаменитого Калашникова. По жанру - road movie, по ощущению - непреходящая нежность ко всей этой хрупкой жизни, а в качестве бонуса - счастье общаться с умным, верным "братом нашим меньшим", которого играет не меньше дюжины щенков, собачек и собак. К тому же мы давно не видели в одном фильме такого количества первоклассных актеров, от Ирины Розановой и Владимира Меньшова до Юрия Степанова, Андрея Панина и Григория Сиятвинды.

Кино и ТВ