В Москве прошла кинопремьера спектакля театра "Лицедеи" "Летите и пилите".
- Летите и пилите! Пилите, думайте, говорите и сомневайтесь! - невидимый голос был резок и строг, а человечек на огромной сцене изо всех сил пытался следовать его указаниям: одной рукой изображал, что двигает туда-сюда пилу, другой сначала махал как крылом, потом подпирал щеку вроде как в раздумье... Мгновенная смена масок, скетчевая точность в эмоциях, постоянная гримаса затюканности - зал не мог удержать эмоций и в конце номера зашелся в овации главному герою дня - Леониду Лейкину.
Голый лоб с уходящей к затылку рыжей копной, красный клоунский нос, намалеванная на щеках щетина... Леонид Лейкин - это автор того самого "низзяя-а", упрямый компаньон Асисяя из давно уже ушедшего в фольклор полунинского номера. Около года назад, только-только Лейкин вырвался в Питер из Лос-Анджелеса (прервав долгую успешную карьеру в Цирке дю Солей), как на "Лицедеев" вышла компания, снимавшая в 3D балет Мариинского театра и предложившая первому и единственному в мире стационарному театру клоунады снять в 3D какой-нибудь их спектакль. "Лицедеи" ухватились за возможность и здесь стать первыми - для съемок был выбран спектакль, собранный из лучших номеров Леонида Лейкина.
- Мне тогда хотелось срочно что-то сделать, что-то эдакое сотворить, - говорил Лейкин на посвященной кинопремьере "Летите и пилите" пресс-конференции в киноконцертном зале "Октябрь". - Мы за считаные дни придумали связки к номерам, собрали из разных спектаклей декорации, все было спонтанно...
Зрители в зале надели очки сразу же после живого номера Лейкина, давшего название всему спектаклю и разгон всему вечеру. Огромный зал был практически полон - "лицедеев" москвичам вживую не увидеть (последний раз театр был в столице в 2008-м), единственный отечественный фильм о питерских клоунах на сцене датируется серединой 80-х.
Формат 3D, как никакой другой дающий эффект присутствия на событии, будто специально был создан для "лицедеев". Для них ведь никогда не существовало так называемой "четвертой стены", невидимой границы, отделяющей зрителей от сцены, полунинские клоуны вечно гонялись по залу, донимали всякими глупостями зрителей, швыряя в них шарами. Вот они, на экране, яркие, близкие, различимые до последней складки на одежде - это и есть 3D-эффект? - Лейкин, дополнивший свой сценический образ безразмерными штанами и его верный партнер Анвар Либабов, тощий лысый субъект в очках-колесах, со скандалом делящие те самые мячи.
Время изменило героя лицедеев - из него ушла игривость, он посуровел, набрался горького опыта, в его лексиконе появился надтреснутый горький смешок. Время что-то неуловимо изменило и в мизансценах. Если Асисяю не давали ничего в руки, он не мог договориться с любимой, то вышедший в миниатюре "Бессонница" несчастный горбатый персонаж в ночной сорочке никак не мог уместиться в крохотной кроватке, потом все искал места на полу и успокоился только ушибленный гигантским молотком. Два толстеньких немолодых морячка ("Вечер экипажа") делали на палубе свою маленькую работу, пока не услышали божественные звуки морны, поднявшей их на ноги, сцепившей их руки, закачавшей в танце - словом, всколыхнувшей былое лучшее. Волшебную сцену "Прощальный поцелуй" сыграли Лейкин и Анна Орлова: еле дождавшись встречи, любовники, закрытые по колени ширмой, казалось, сняли с себя все до нитки, девушка повисла... на руках у кавалера? - нет, ширма упала, а он под дивный вальс запустил ее на цветочных качелях...
Зал провожал глазами каждое движение качелей, тонул в эмоциях на крутых поворотах сюжетов, в голос смеялся - словом, все забыли, что смотрят кино, это был театр, это был спектакль. То, что мы присутствовали на демонстрациях новых технологий, к концу представления даже немного забылось - это значило, что они сработали!
Скоро компания-производитель запустит 3D "Летите и пилите" (авторы посвятили его Вячеславу Полунину) в кабельные и эфирные телесети, в Интернет и, значит, оказаться в зале, где играют "Лицедеи", можно будет всего лишь нажав на кнопку телевизионного пульта.