Еще месяц назад фигуристы и представить не могли, что медали чемпионата мира им предстоит разыгрывать в Москве на ледовой арене "Мегаспорт". Впрочем, у опытного тренера Нины Мозер, которая работает с парой Татьяна Волосожар - Максим Траньков, было какое-то предчувствие.
О поворотах судьбы и экспериментах на льду Нина Михайловна рассказала корреспонденту "РГ".
Российская газета: Чемпионат мира 2005 года был первым для пары Татьяна Волосожар - Станислав Морозов, на ЧМ-2011 состоится международный дебют у Тани и Максима. Москва, похоже, становится знаковым городом для вас и ваших учеников?
Нина Мозер: Татьяна, Максим, Станислав, я - мы первый год работаем вместе таким составом, поэтому для нас нет никаких закономерностей. Все впервые. Не могу сказать, что мы вообще суеверны и верим в какие-то знаки. Хотя буквально за неделю до нашего отъезда в Японию мы поменяли место сбора: поехали не в город рядом с Фукусимой, которого уже нет на карте, а в Фукуоку. Наверное, это и называется судьбой. Или вот интересная ситуация получилась с Ходынкой. В начале марта, еще до японской трагедии и переноса чемпионата мира, мы обсуждали "Мегаспорт". В том ключе, что руководство ледового дворца отвечает за олимпийский каток в Сочи. А Ходынка между тем достаточно своеобразная арена.
РГ: В чем же ее особенность?
Мозер: Яркие, разноцветные трибуны. Во время вращений, выбросов, подкруток такой калейдоскоп очень сильно влияет на координацию движений и на ощущение себя в пространстве. После первой пробы льда, которую организовала наша федерация фигурного катания, Максим сказал, что на параллельном вращении улавливает, где находится Таня, только по камням на ее костюме. Так что к этому катку надо привыкать. Зато такие трибуны, как нам объяснили, создают впечатление, что пустых мест нет.
РГ: Хочется надеяться, что это впечатление будет не обманчивым, а реальным...
Мозер: Да, мы уже соскучились по соревновательной атмосфере, по присутствию зрителей, судей. Интервал между турнирами получился большой. Последний раз мы стартовали в середине февраля в Италии. А другие фигуристы и того раньше - в январе на чемпионате Европы в Швейцарии. Обычно спортсмены стараются выдерживать интервал не больше трех недель. Как мы выдержим такую задержку, не представляю. Пока еще не все друг о друге знаем. Посмотрим, будет интересно.
РГ: А если оглянуться назад - как работа начиналась?
Мозер: Наша скатка проходила в ускоренном режиме. Буквально через десять дней после того как ребята взялись за руки, в Москву из Канады приехал мой давнишний друг, постановщик Игорь Чиняев. Он ведет семинары в Канаде и в Европе. Опять же ИСУ его очень хорошо воспринимает. Я предложила поработать с ним над короткой программой под музыку "Кармина Бурана" Карла Орфа. Когда первые зрители - причем среди них были и профессионалы, и любители - увидели наши дорожки, связки, у них глаза загорелись. Тогда мы поняли, что эксперимент удался. Теперь если нас приглашают на какие-то официальные мероприятия, то непременно просят исполнить короткую программу.
РГ: Продолжая разговор об экспериментах. Максим поменял ботинки прямо накануне чемпионата. Разве не риск?
Мозер: Это необходимость. Ботинки, как и любая обувь, имеют срок износа. Тем более Максим высокий спортсмен. Да и работают они с Таней на скорости и большой амплитуде: высокие выбросы, прыжки.
Раньше Максим катался в ботинках американской фирмы. Когда он тренировался с Машей Мухортовой у Олега Васильева в США, это было удобно. Но до Москвы они добирались очень долго. К тому же из-за "растаможки" получились практически золотыми по стоимости. Тогда Николай Морозов порекомендовал нам швейцарские ботинки. Когда ребята были в туре в Швейцарии, Максиму помог Стефан Ламбьель. Национальному герою и его другу в магазине были очень рады. На чем остановит выбор Максим, пока не понятно. Но на чемпионате мира он будет в ботинках "от Ламбьеля".
РГ: Наверное, в случае с вашей парой, отсрочка с ЧМ пошла на пользу фигуристам. Больше времени на тренировки, на привыкание к ботинкам. Татьяна к тому же приболела перед тем, японским чемпионатом.
Мозер: Это все на уровне гадания. Но могу сказать, что 24 марта, в день когда в Японии должна была пройти произвольная программа, мы сделали чистый прокат. А что касается Таниного здоровья, то и перед чемпионатом России, который ребята выиграли, она тоже приболела. Видимо, это свойство ее организма: когда она выходит на максимальную нагрузку, она подвержена простудным заболеваниям.
Хотя в данной ситуации неизвестно, как поведет себя иммунная система других спортсменов. Для фигуристов апрель - месяц показательных выступлений и фактически отдыха. За столько лет у них уже срабатывает рефлекс. Что говорить о фигуристах, если даже я, тренер, так настроилась уйти 1 апреля в отпуск, что простудилась и получила подозрение на воспаление легких.
РГ: Значит, сбился график подготовки не только к главному старту завершающегося сезона, но ко всем соревнованиям следующего цикла?
Мозер: Сезон у фигуристов и так очень длинный. Первые прокаты сборной России начинаются в августе. А сейчас 1 мая мы только заканчиваем соревнования. Чтобы в августе кататься, в июне надо уже выходить на лед. Получается, проваливается период отпуска. Думаю, все ведущие тренеры ломают голову над тем, как распланировать подготовку, как входить в следующий сезон. Никто из нас в такую ситуацию не попадал. Посмотрим, кому удастся наиболее грамотно восстановиться после затянувшегося сезона.
Что касается нас, то после чемпионата мира мы возьмем тайм-аут. Никаких шоу. Выступим только на показательных выступлениях в Санкт-Петербурге. А 15 мая уедем в Америку к Николаю Морозову на постановочную работу. Будем брать уроки хореографии на Бродвее. Есть масса интересных задумок. Будем пробовать, искать себя.
РГ: И напоследок главный вопрос о чемпионате мира. Чего от него ждете? Тем более что вашей паре предстоит бороться не только с зарубежными соперниками - китайцами, немцами, но и с россиянами.
Мозер: Эта ситуация не сейчас возникла. Перед чемпионатом России было много разговоров. В какой-то момент я установила правило: не задумываться об этом. Иначе ты не можешь спокойно работать, начинаешь дергаться, переживать за реакцию других людей. Главное, чтобы спортсмены были уверены, натренированы. Наша основная задача при таких экстремальных обстоятельствах выйти и постараться хорошо, достойно, красиво, эмоционально прокатать программу. И ни в коем случае не сравнивать себя с другими парами. Это глупо. У каждого есть свои плюсы и минусы. А у кого все-таки больше плюсов, оценят судьи.