Техническое оснащение российских портов безнадежно устарело, а законодательная база не учитывает современных угроз безопасности. К такому выводу пришли участники выездного заседания экспертного совета по вопросам оборонного комплекса, которое прошло вчера в Санкт-Петербурге.
Прежде всего безопасность портов, в том числе от угрозы пиратства и терроризма, необходимо обеспечивать техническими средствами. Портовым службам не хватает аппаратуры контроля грузов, противопожарного и водолазного оборудования, плавсредств. Попытки закупить необходимое за рубежом показали, что получить можно только устаревшие образцы. Российские разработчики готовы обеспечивать специальные службы всем необходимым, уже есть опытные образцы и даже серийные модели, однако закупать новинки государство не торопится. В российских НИИ разработаны несколько образцов подводных необитаемых аппаратов - "Калан", "Лоцман", "Гном", "Гидроприбор - 21". Они, например, смогут собирать доказательства браконьерской деятельности, если орудия лова были сброшены за борт. Стоимость одного экземпляра "подводного робота" превышает полтора миллиона рублей.
Отдельный вопрос - несовершенство существующего законодательства. По данным заместителя руководителя службы экономической безопасности ФСБ России Сергея Чернышова, применение пунктов инструментального досмотра грузов, досмотр пассажиров, ручной клади и багажа, возложение этих обязанностей на специальные подразделения транспортной безопасности потребуют изменений как в федеральный закон о транспортной безопасности, так и в нормативные акты. Объем нормотворческой работы будет просто гигантским, но проделать его необходимо.