Японцы Мики Андо и Дайсуке Такахаси - одни из главных претендентов на медали московского чемпионата мира в турнирах одиночников.
Еще недавно Дайсуке тренировался у российского специалиста Николая Морозова. Мики работает под его руководством с сезона 2006-2007 и по сей день.
О своих японских и русских учениках, а также их перспективах Николай Морозов рассказал корреспонденту "РГ".
Российская газета: Николай, у вас огромный опыт работы с японцами. Чем они отличаются от наших спортсменов?
Николай Морозов: Они в принципе не вписываются в наши представления, причем не только как спортсмены. У нас вообще с ними мало общего. Если все же перейти к спорту, то они более дисциплинированные. Хотя менее эмоциональные. Это самая большая проблема, потому что они сами по себе стеснительные, закрытые. Но мне удалось их минусы превратить в плюсы. Мики Андо на сегодняшний день одна из самых эмоциональных фигуристок в Японии.
Даже не знаю, что про японцев еще сказать. Все говорят, они такие классные, хорошие. Но ведь у них всего по два-три спортсмена и то только в одиночном женском и мужском катании.
РГ: Перечислите, пожалуйста…
Морозов: Дайсуке Такахаси, который катался у меня. И иначе никакого места бы на чемпионате мира не занял. Нобунари Ода, который от природы очень талантливый. И Такахико Козука, который родился в семье тренера и занимается фигурным катанием с детства. У девочек была сильная группа. Они не растолстели, как может случиться с теми же европейками, поэтому и продолжают кататься: Шизука Аракава, Мики Андо, Мао Асада. Сейчас в Японии популярно катание, как и у нас в России. Все тащат детей секции, но ничего за этим не стоит.
У них нет истории парного катания. У них одна спортивная пара, которая только-только появилась, но, на мой взгляд, не заслуживает серьезного обсуждения. Мальчик из Канады, а девочка тренировалась в Китае. У них есть танцевальная пара, которую я им, можно сказать, подарил. Оба партнера родились и выросли в Америке. Про эти виды можно не разговаривать.
Что касается одиночного катания, то в течение шести лет я был на национальных чемпионатах, кроме тех спортсменов, которых все видят и знают, больше ничего хорошего нет. Так что не могу сказать, что я в большом восторге, что столько лет проработал с японцами. Надоело. Я поэтому и вернулся в Россию.
РГ: Но, тем не менее, они же являются претендентами на медали чемпионата мира?
Морозов: Женский турнир в этом плане будет похож на Олимпиаду. Увидим вновь основной состав, который был в Ванкувере, кроме Джоани Рошетт. Это кореянка Ю На Ким, Мао, Мики, итальянка Каролина Костнер. Не думаю, что кто-то сможет ввязаться в борьбу.
В мужском катании список претендентов побольше: канадец Патрик Чан, японцы Такахаси, Ода, Козука, французы Брайан Жубер и Флоран Амодио, чех Томаш Вернер.
РГ: Понятно, что россияне не попадают в топ, но чего ждете от них?
Морозов: Хотелось, чтобы как можно лучше откатались, показали результат повыше, потому что от этого зависит квота на следующий год - сколько людей смогут выступать на следующем чемпионате. Все будут болеть и переживать именно за это. Чтобы был не один мальчик, а, по крайней мере, два. Когда одно место в сборной, мотивация у многих падает. Так как знают, что шанс попасть на чемпионат мира невелик. К сожалению, не видел наших одиночников после чемпионата Европы. Леонова, Макарова, Гачинский - все они питерские и не тренировались в Новогорске. Приедут в Москву накануне старта
РГ: А вы в Новогорске были со всей свой интернациональной группой?
Морозов: Я работаю пять-шесть тренировок. Из них три-четыре - с русскими спортсменами. Также помогаю другим тренерам.
И, кстати, считаю, что для российских одиночников было бы неплохо покататься вместе с иностранцами. У них многому можно научиться.
Сережа Воронов и юниор Максим Ковтун, с которыми я работаю, были в Новогорске.
РГ: Правда, что вы даже обрадовались, что Сергей Воронов не попал на основные турниры в этом году. Почему?
Морозов: Он не отобрался в этом голу, поменялось в голове видение того, что нужно делать. Ну, поехал бы он на чемпионат Европы, занял какое-нибудь восьмое место. Это не результат. Любой кризис приводит к улучшению. Он тренироваться, работать, думать стал по-другому. Много сдвигов произошло.
РГ: Во время соревнований вам приходится переживать за стольких учеников. Как выдерживаете такое напряжение?
Морозов: Конечно, это тяжело, но я привык. Все равно есть основные спортсмены. Будет много тренировок, которые я не успею посетить, физически не смогу на них присутствовать. Но, например, однозначно, что к Мики Андо и Флорану Амодио пойду на все тренировки.
РГ: Вы работаете с парой Волосожар-Траньков. Что о ней скажете?
Морозов: Все будет зависеть от их катания на этом турне. Вплоть до того, что могут его выиграть. Что касается планов на будущее, то надо работать и прогрессировать. Поэтому предложил им поехать на Бродвей, поучиться. Каждый человек должен что-то делать, чтобы развиваться. 15 мая жду их в Америке.
РГ: Вы пытаетесь найти новый стиль, новый путь развития парного катания, как это сделали танцоры американцы и канадцы в Ванкувере?
Морозов: А почему нет?! Результаты увидим в следующем сезоне.
Президент РФ Дмитрий Медведев пожелал удачи участникам чемпионата мира-2011 в Москве.
"Хотел бы поблагодарить Международный союз конькобежцев и российский Оргкомитет чемпионата за оперативную работу по подготовке турнира и, конечно, пожелать нашим японским друзьям, всему народу Японии мужества и стойкости в преодолении последствий стихийного бедствия. Желаю всем участникам чемпионата мира по фигурному катанию на коньках удачи, а многочисленным поклонникам этого зрелищного вида спорта - ярких впечатлений", - в частности говорится в приветственной телеграмме Медведева.