Российские власти, кажется, придумали, как вернуть доверие иностранных инвесторов. Для этого предполагается создать в России фонд для привлечения прямых инвестиций. Его участниками станут, с одной стороны, зарубежные инвесторы, с другой - российское правительство. Причем вклад нашей стороны будет формироваться из внеплановых нефтегазовых доходов бюджета, иностранной - исключительно прямыми инвестициями. Если союзники не будут против, то еще одно место в "лодке" отдадут отечественным предпринимателям. По замыслу, участие государства избавит иностранцев от лишних страхов, заметно прибавив им уверенности, а самому государству даст возможность рулить инвестиционными потоками, подталкивая их в нужное для модернизации русло. Проект во всех подробностях ожидается представить широкой аудитории в июне на Петербургском экономическом форуме.
Это не первая попытка властей стимулировать частные инвестиции заинтересованным участием государства, а заодно использовать нефтегазовые доходы страны чуть более рационально, чем ординарная подпитка ими долгов бюджета США. Ей предшествовало создание Инвестиционного фонда, который должен был начать действовать еще в 2006 году. Господдержка инвестпроектов средствами фонда предполагалась в трех формах: в виде софинансирования инвестиционных затрат, путем направления средств в уставные капиталы компаний и в качестве госгарантий по кредитам.
Такой принцип участия государства в инвестпроектах был списан с практики большинства развитых стран и позволял использовать бюджетную поддержку как рычаг. Например, если бы всю сравнительно скромную сумму бюджетных средств Инвестфонда в 70 млрд руб. удалось по тогдашним правилам использовать как госгарантии, то стоимость реализуемых с участием фонда проектов могла бы составить около 390 млрд рублей.
Дело, однако, не заладилось. Вначале у частных инвесторов не нашлось подходящих проектов. Затем переменчивую любовь властей привлекла к себе идея госкорпораций, а потом и вовсе разразился кризис, и на какое-то время стало не до ГЧП. И хотя в нынешнем году объем бюджетных ассигнований Инвестфонда снова вырос примерно вдвое (до 63 с лишним млрд руб.), похоже, он просто превратился в некий аналог существовавшего когда-то дорожного фонда.
Тем не менее идея "бюджетного инвестиционного рычага" не умерла. Дмитрий Медведев на прошлогоднем петербургском форуме ее реанимировал, а через полгода в Давосе еще раз напомнил о готовящемся в России проекте привлечения прямых иностранных инвестиций через государственное участие в них. Но не станет ли и этот выстрел холостым?
Облегчения для прихода инвестиций в Россию предполагаются и на законодательном уровне. ФАС - ведомство, которому с сентября 2009 года поручено контролировать исполнение законодательства об иностранных инвестициях, предлагает разрешить иностранным компаниям и международным организациям покупать без согласования с правительственной комиссией до 25% доли российских сырьевых компаний, владеющих лицензиями на разработку недр федерального значения. Сейчас иностранные компании должны получать согласие на сделку, если по ее итогам их доля превысит 10%, а международные организации - 5%.
Конкретные решения о том, по какой модели формировать фонд, о механизмах его функционирования, об инвестиционной стратегии, еще предстоит принять. Пока об этом известно немного. По заявлениям Эльвиры Набиуллиной, софинансирование фонда прямых инвестиций со стороны государства составит 10-15% к основным средствам, вложенным в проекты как иностранными, так и российскими инвесторами. Но участие иностранных инвесторов в таких проектах будет обязательно.
Целевой объем фонда - "до 10 миллиардов долларов", и такое наполнение фонд получит к 2015-2016 годам. В первый год предполагается капитализация до 2 млрд долларов за счет дополнительных доходов бюджета. Пока осталось не совсем понятно, будут ли эти средства формально отнесены к фонду национального благосостояния. В любом случае, эти дополнительные вложения в фонд прямых инвестиций, поскольку их предполагается расходовать внутри страны, увеличат дефицит бюджета. Однако при нынешнем его состоянии это не страшно.
Ожидается, что к соинвестированию проектов и управлению фондом будут привлечены известные зарубежные компании. В печати уже сообщалось, что приглашения участвовать получили Apollo Management, Blackstone, Carlyle, а также были контакты с ближневосточными суверенными фондами. По данным Financial Times, к управлению фондом якобы планировалось привлечь один из крупнейших инвестиционных банков - Goldman Sachs. Однако Набиуллина прояснила ситуацию, заявив, что управляющей компанией будет 100-процентная "дочка" ВЭБа, но при этом фонд сможет привлекать к управлению иностранных специалистов.
Вопрос качественного управления фондом - далеко не последний, поскольку на сегодня российский бюджет имеет как результат управления своими долями в предприятиях немного. Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, ее субъектам или муниципальным образованиям, прямо скажем, невелики - 52,4 млрд руб. за прошлый год. Это всего лишь 0,3% доходов бюджетной системы.