"Вот сейчас проезжаем самый опасный участок ущелья. Тут на днях камнем бульдозер в пропасть скинуло. Водитель, конечно, погиб", - сообщил охранник, когда кортеж главы МИД России Сергея Лаврова подъезжал к Рокскому туннелю.
За ним начиналась Южная Осетия. Машины заметно сбросили скорость и начали пробираться, лавируя между разбросанными по дороге камнями и колдобинами. Казалось, что туннель бесконечен. По нему в августе 2008 года на помощь горящему Цхинвалу спешили российские бэтээры и танки с десантниками на броне. Сейчас внутри туннеля только строители. "Скоро его закроют на ремонт. А машины пустят по техническому. Столько лет никто о нем не заботился, но теперь иная ситуация. Россия нам помогает", - продолжал свою незамысловатую экскурсию сопровождающий российских журналистов.
И вот в конце туннеля появился свет. Машины резко затормозили. О том, что случилось потом, Лавров рассказал уже в Цхинвале на переговорах с президентом республики Эдуардом Кокойты: "Мы ощутили южноосетинское гостеприимство сразу, как только выехали из Рокского туннеля". Там гостей из России встречали местными песнями и танцами, с пивом "Багане" в огромном деревянном кубке и, конечно же, шашлыком.
Впрочем, пикника на фоне умопомрачительных заснеженных вершин никто не планировал. Церемония встречи продолжалась всего несколько минут. Впереди у министра была большая рабочая программа. Первый раз Лавров приезжал в Цхинвал через месяц после августовской войны 2008 года. Теперь второй визит за три года.
По южноосетинской столице кортеж перемещался на предельно низких скоростях. Но не из-за соображений безопасности, а просто потому, что дороги в городе до сих пор напоминают перепаханное поле. В том числе гусеницами грузинских танков. До сих пор можно легко угадать, по каким районам работали системы "Град".
"Мы никогда не дадим в обиду Южную Осетию", - заявил Лавров на итоговой пресс-конференции. "Самое главное - избавиться от стереотипа горячей точки", - ответил Кокойты. И, похоже, определенные шаги в этом направлении руководству Южной Осетии удается делать. "Мы вступили на качественно новый этап наших двусторонних отношений, - заметил Лавров. - Все планы мы должны выполнять ответственно. Рассчитываю, что наше сотрудничество будет нарастать". Полностью реализована финансируемая Россией программа восстановления республики на 2008-2010 годы. Работает уже более 50 российско-южноосетинских документов. Со вчерашнего дня вступило в силу соглашение о безвизовом режиме. "На очереди еще примерно 25 документов", - добавил Кокойты. Кроме того, по его словам, сейчас идут активные переговоры с украинскими и белорусскими инвесторами.
Последним пунктом прибывания Лаврова в Цхинвале стала 4-я российская военная база. Министру подарили каску и показали все: от столовой до новейшей техники. Заглянули и к разведчикам. Интерес высокопоставленных гостей из Москвы к обороноспособности российских военных, дислоцированных на южноосетинской земле, не случаен. "Я очень надеюсь, что возросшая активность Грузии ограничится только словесной пропагандой, - заметил Лавров. - Мы к этому привыкли. Это пустая болтовня. Главное, чтобы эта активность не переросла в новое применение грубой силы". И добавил: "Я не исключаю провокаций". "Определенные силы не хотят замечать, как между Россией и Южной Осетией устанавливаются равноправные взаимовыгодные межгосударственные отношения, - решительно отреагировал на слова Лаврова Кокойты. - Но мы не собираемся отступать".