26.04.2011 00:51
Власть

Верховный суд разъяснил трактовку явки с повинной

Текст:  Петр Орлов
Российская газета - Федеральный выпуск: №89 (5465)
Читать на сайте RG.RU

Верховный суд России объяснил людям в мантиях простые истины про явку с повинной.

Слова "держите меня, я - виноват" нельзя ни отменить, ни отбросить в приговоре. Они не забываются судом, даже если сам обвиняемый открестился от своих слов и поспешил все забыть.

Любой юрист скажет, мол, это же очевидные вещи. Однако, как выяснилось в ходе обзора судебной практики, некоторые судьи, образно говоря, проваливают явки. И судят неправильно.

Например, в Архангельской области некто П. сознался в краже и собственноручно написал признание. Однако на процессе отрекся от своих слов.

Суд засчитал все сказанное как доказательство вины. А саму явку засчитывать не стал, мол, человек своим отказом перечеркнул все хорошее.

Верховный суд счел такой подход неправильным.

- По смыслу закона последующая позиция осужденного и отрицание им причастности к преступлению не могут изменить процессуальный статус явки с повинной, - пояснил он в обзоре.

Ведь явка с повинной - это юридический термин, который обязывает судей быть мягче. Определение N 1-Д10-13.

А в Приморском крае один из горсудов, видимо, просто забыл учесть явку. Все было хорошо: человек сам сдался, все рассказал, на процессе не запирался. Суд сослался в приговоре на явку, но смягчать кару не стал. Без всяких причин. Ничего не объясняя.

Судебная коллегия изменила приговор. Определение N 56-Д10-40.

Но явка - дело добровольное. В одном из гарнизонов некий мерзавец, зашифрованный в обзоре судебной практики под буквой Б., напал на маленькую девочку. Подонок, угрожая оружием, пытался ее изнасиловать, но, к счастью, на месте вовремя оказался отец ребенка. Он схватил негодяя, как говорится, за шкирку и доставил в штаб. Оттуда несостоявшегося насильника передали правоохранителям.

Следователь, видимо, чтобы разговорить преступника, предложил оформить явку. Однако суд не признал такое "чистосердечное признание" и не смягчил наказание. В данном случае судья был прав. Но адвокат осужденного стал жаловаться в кассации, мол, явку не учли. Верховный суд с ним не согласился.

- По смыслу уголовного закона явкой с повинной в качестве смягчающего наказание обстоятельства может признаваться заявление или сообщение о преступлении, которое сделано добровольно, - сказано в документе.

Значит, человек должен сам прийти и раскаяться. Определение N 211-О10-4с.

- Следователи почти всегда предлагают оформить явку, - пояснила "РГ" доцент кафедры уголовно-процессуального права Анна Паничева. - Несколько искажая закон, они никому не вредят: получают признание, а дальше - суд разберется.

Судебным юристам хорошо известно, что не каждый документ, названный на следствии "явка с повинной", является таковым. Однако непризнание "смягчающей силы" такой бумаги должно быть мотивировано. Суды же, по словам Анны Паничевой, нередко "забывают" обосновывать свои решения.

С точки зрения процедуры явка - только повод к возбуждению уголовного дела.

Она учитывается не как доказательство вины, а лишь как обстоятельство для смягчения наказания. Но это - юридические тонкости, простому человеку не понятные.

- Напомню, что уже почти два года у нас действует еще институт досудебного соглашения, так называемая "сделка с правосудием" (хотя это и не совсем корректный термин), - говорит Анна Паничева. - Но явка всегда будет интересна следователям, так как это - признание. С ней меньше хлопот, и потом это, в основном, рассказ о своих действиях, а сделка - о чужих.

Госуправление Верховный суд