Закон об Особой экономической зоне в Калининградской области не сможет функционировать полноценно без принятия другого закона - об особом статусе региона. Так считают резиденты ОЭЗ, которые испытывают трудности с получением прибыли и оборачиваемостью товара из-за специфического географического положения калининградского эксклава. "Наши перевозчики тратят 40-50% эксплуатационного времени на простои в очередях на границах, таможенные осмотры и оформления. Это нивелирует практически все льготы, которые дает Особая экономическая зона", - рассказывает "РБГ" Леонид Степанюк, генеральный директор крупнейшей в Калининградской области транспортно-логистической компании, которая является резидентом ОЭЗ.
Закон об Особой экономической зоне в Калининградской области приняли в 2006 году. Его целью ставилось привлечение крупных инвесторов, которые смогут наладить в регионе экспортоориентированное производство. Резидент получал освобождение от налогов на прибыль и на имущество на 6 лет и затем 50-процентную льготу еще на 6 лет, фиксированную арендную плату и возможность ввозить на территорию региона импортные товары для внутреннего потребления в режиме свободной таможенной зоны.
Ранее в Калининградской области действовал старый закон об Особой экономической зоне, принятый в 1996 году. Его резиденты могли не только свободно ввозить сырье и многие детали готовой продукции из сопредельных стран, но и вывозить в Россию товар, произведенный в регионе из иностранных комплектующих, без уплаты таможенных пошлин и сборов. Закон породил множество небольших компаний, которые занимались частичным реэкспортом европейских товаров в "большую Россию". Однако он не стимулировал наращивание добавленной стоимости на территории области, из-за чего в региональной экономике не сформировались предприятия с глубоким циклом переработки.
Участником новой ОЭЗ может стать только компания, готовая инвестировать в экономику региона не меньше 150 млн рублей в течение трех лет. При этом 70% производства и 90% собственных или арендованных средств резидента должны находиться в области, а половину персонала - составлять местные жители.
Закон 2006 года принес свои плоды. В 2006-2008 годах рост промышленного производства в эксклаве существенно опережал среднероссийский и составил 257%, региональный индекс промышленного производства вырос в 2,7 раза. Общий объем иностранных инвестиций в 2008 году составил порядка 300 млн долларов.
Экономический кризис серьезно ударил по экономике региона в целом и по резидентам ОЭЗ, в частности. В 2009 году объем иностранных инвестиций упал чуть ли не в три раза по сравнению с 2008-м. В прошлом году этот показатель составил чуть больше 50% от докризисных результатов.
Сейчас из 76 резидентов, зарегистрированных в калининградской Особой экономической зоне, в регионе продолжают работать только 66. Кого-то выбил из строя кризис, некоторые резиденты не смогли решить земельный вопрос, другие не подтвердили финансирование проектов. В 2009 году в число участников ОЭЗ включили семь новых организаций с 7,9 млрд рублей в общем инвестиционном портфеле. В прошлом году новыми резидентами зоны стали восемь компаний, но с общим объемом инвестиций 5,2 млрд рублей.
"Закон показал, что он несовершенен", - комментирует ситуацию исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области Олег Скворцов. И поясняет, что в документе не учитываются простои на таможне и многочисленные налоговые проверки участников ОЭЗ, а льготы Особой экономической зоны работают не всегда. В качестве примера эксперт приводит освобождение резидентов ОЭЗ от налога на прибыль. "У большинства проектов срок выхода на уровень безубыточности составляет 7-12 лет, - поясняет Олег Скворцов. - Все это время прибыль не извлекается, соответственно, льгота является условной". Спорным является и порог в 150 млн рублей, закрывающий вход в зону малым и средним компаниям.
Чтобы закон об ОЭЗ заработал, необходимо обозначить особое экономическое положение региона, уверены резиденты зоны. В том числе ввести упрощенную процедуру пограничного контроля и прохождение таможни в режиме "одного окна" для калининградского бизнеса. "В противном случае мы не сможем конкурировать не только с прибалтийскими коллегами, но и с предпринимателями, работающими на территории России без преференций ОЭЗ", - отмечает Леонид Степанюк.