26.04.2011 00:20
Общество

Валентина Иванова: В проекте закона об образовании нет гарантий достойной зарплаты учителям

Привлечет ли зарплата в школы педагогов-мужчин?
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №89 (5465)
Читать на сайте RG.RU

Правительство РФ объявило о 30-процентном повышении зарплаты учителям. Как это будет на практике?

Об этом корреспондент "РГ" беседует с председателем Всероссийского педагогического собрания (ВПС), ректором Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского Валентиной Ивановой.

Валентина Иванова: Честно, уже заждались решения вопроса по зарплате учителей. И прекрасно, что в рамках объявленного проекта по модернизации школы серьезная составляющая - повышение зарплаты. Сначала в 2011 году на 30 процентов, а потом, в 2012-м, - доведение ее до средней по экономике региона. В результате получим повышение в 1,5, а в каких-то регионах в 1,6 раза, это очень существенно. Такого не было лет пять. Педагоги прямо говорят: "Надеемся, это решение привлечет в школы педагогов-мужчин". ВПС откроет "горячую линию" и будет вести мониторинг повышения оплаты труда учителей в регионах.

РГ: Но повышение зарплат - в ведомстве субъектов РФ. Справятся?

Иванова: Есть тревожные "звонки" из нескольких регионов: тех денег, что уже заложены на капитальный ремонт и оснащение школ, не хватит, чтобы при замещении их субсидией государства повысить зарплату. Так, народный учитель из Хабаровска Валерий Лысунец пишет: "В нашем крае из-за недостатка средств не выплачивают в полном объеме доплату учителям за высшую категорию. Перечисляют только 25 процентов вместо положенных 50". Если даже на доплату не хватает, то как же еще и повышать?

Проблема есть. Но предусматривается, что региональные органы власти пересмотрят все статьи своего бюджета, сняв средства с других статей расходов. Кстати, есть у нас и очень продвинутые в этом плане регионы. Например, Псковская область. Там все деньги были брошены на повышение зарплаты учителям, ее уже вывели на средний уровень по региону, получилось даже на полторы тысячи рублей больше. Но при этом запланировали практически ноль рублей на капремонт и оснащение школ оборудованием. Зато теперь они со спокойной душой отправят государственную субсидию как раз на это. Вот вам пример продуманной и предусмотрительной политики в регионе.

РГ: Все ли регионы могут так поступить? Есть ведь и совсем бедные, дотационные.

Иванова: Ну уж Псков-то - один из самых дотационных. Если они смогли, то дальше уже и говорить не о чем. С их опытом надо познакомить всех. Как раз об этом мы планируем поговорить на шестом съезде ВПС 30 мая в Москве.

РГ: Знаю, что Всероссийское педсобрание внимательно следит за тем, как реализуется закон, определяющий автономность школ. Ведь он вызвал много негативных мнений?

Иванова: Недавно мы проводили научно-практическую конференцию в Великом Новгороде. Здесь 86 процентов образовательных учреждений работают как автономные. И детские сады, и начальная и средняя школа, есть даже заведения начального профобразования. Их опыт был так интересен директорам школ из других областей, что они буквально под диктовку записывали в блокнотах - как оценить имущество (это очень важный момент при переходе на автономию), какой первый приказ издать и все остальное.

Говорят, практика - критерий истины. Помните, какая шла волна отзывов, когда этот федеральный закон рассматривался в Госдуме? Мол, что автономия сделает школу платной, что это нарушение Конституции и так далее. А вот вам не теория, а практика, где все эффективно работает. Добавились платные уроки в рамках обязательной программы? Нет. Появились дополнительные платные платные кружки, секции, клубы. Строго по выбору и просьбам родителей и детей. Учитель получил дополнительный доход. А еще 83-ФЗ определяет необходимость каждый год публиковать отчет аудиторской компании по проверке всех финансовых документов школы. Директорам, которые все это соблюдают, работать легко: все опубликовано, видно до копейки, как и на что потрачены деньги.

РГ: К июлю должно закончиться общественное обсуждение проекта нового закона об образовании. Уже поступило более 11 тысяч отзывов. Чего в законопроекте не хватает?

Иванова: Не учтен, на мой взгляд, статус педагогического работника: проект закона никак не предусматривает его повышение. Много слов в проекте о патриотическом воспитании, но, по сути, никаких реальных механизмов по этому важному направлению не прописано. Не учтены потребности в развитии образования для инвалидов. Все мы понимаем, что инклюзивное образование, когда дети-инвалиды учатся вместе с другими школьниками, - вещь в перспективе очень нужная, и, к счастью, есть школы, где это успешно реализуется. Но в законопроекте нет ни слова о том, как это должно быть на практике. И еще один момент: проект закона не предусматривает гарантий достойной оплаты труда педагогов. Включая и гарантии для сельских учителей.

РГ: Кстати, какой должна быть гарантированная зарплата учителя, если вообще можно говорить о таком понятии?

Иванова: Мы в течение трех лет, как говорится, "били в одну точку" по поводу этого пункта. Статьи, закрепляющей это в законопроекте, пока не появилось. Но появилась инициатива правительства: довести зарплату учителей до средней по экономике региона. Это и можно будет считать гарантией государства в отношении оплаты труда учителей. И уже в ответ на эти гарантии общество может спросить с учителя соответствующее качество работы.

РГ: Но регионы-то все все равно разные. На Чукотке средняя зарплата по экономике, допустим, 50 тысяч рублей, а в Воронеже - в два раза меньше...

Иванова: Об этом как раз говорили учителя Московской области. Вроде бы недалеко от Москвы, 20 минут проехать, а разница в зарплате существенная. Если в столице средняя зарплата педагогов 33 тысячи рублей, то в области - 13 тысяч. Но у нас система оплаты труда привязана к региональному прожиточному минимуму. Практика расчета региональной потребительской корзины уже сложилась, и ее, конечно, можно и, наверное, даже нужно менять. Но это - перспектива. А пока требуется всем вместе - и федеральным, и региональным органам управления образованием добиться выполнения проекта решения Правительства по повышению зарплаты учителя в текущем году.

Образование