Минпромторг России утвердил стратегию развития энергомашиностроения РФ на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года. Развитие энергетического машиностроения - важный элемент в системе энергетической безопасности России. Зависимость энергетики страны от продукции зарубежных производителей агрегатов, в первую очередь газовых турбин, может оказаться крайне негативным фактором для экономики всей страны и жизни ее граждан. Разработчик Стратегии - Институт проблем естественных монополий - видит будущее российского энергомаша как партнерские отношения между государством и частным бизнесом. Об основных позициях принятой стратегии "РБГ" рассказал генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.
- Юрий Завенович, как разрабатывалась стратегия?
- Для этой работы экспертами нашего института был проведен анализ состояния и основных проблем отечественного энергетического машиностроения, исследованы его структура и производственный потенциал, финансовое состояние и место на мировом рынке. Мы выделили глобальных мировых конкурентов нашего энергомаша и определили, какие угрозы с их стороны можно ожидать. Кроме того, оценили потребность российской энергетики в энергетическом оборудовании и спрогнозировали возможности и перспективы отрасли в случае реализации целевого сценария стратегии?
Специалисты ИПЕМ работали в плотной связке с производителями и потребителями энергетического оборудования. Итогом стало четкое описание системной проблемы отрасли, определение ее ключевых составляющих и путей их преодоления. Разработанный документ - это государственная стратегия и план мероприятий по ее реализации, цель которого - создание условий для развития отрасли, необходимых и достаточных для того, чтобы обеспечить соответствие возможностей российского энергомашиностроения запросам внутреннего и внешних рынков.
- Какую же основную проблему в энергомашиностроении страны вы видите?
- Системная проблема энергетического машиностроения, решение которой и является целью данной стратегии, сформулирована как разомкнутость цикла инновационного развития отрасли. Сейчас нет четко выстроенной цепочки: научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленная эксплуатация, серийное производство, реализация продукции потребителям, возврат средств в отрасль, в том числе и на так необходимые научные разработки.
В настоящее время есть ряд причин, влияющих на то, что цикл этот разорван. Причем, по нашему мнению, основной точкой напряжения является резкое сокращение взаимодействия предприятий электроэнергетики и энергомашиностроения в части постановки целевых ориентиров развития отрасли, создания нового энергетического оборудования и серийного тиражирования электростанций на его основе, а также недостаточный уровень государственной поддержки отрасли, включая участие в софинансировании приоритетных проектов. Российская промышленность во многих отраслях уступает своим зарубежным конкурентам, но мы считаем, что при определенных усилиях со стороны государства и бизнеса энергомаш страны возможно вывести на другой, более высокий уровень.
- Какие перспективы развития энергомашиностроения вы видите?
- Мы видим, что и описано в стратегии, три сценария: эволюционный, инновационный и партнерский. Они различаются методами воздействия на отрасль и уровнем ее поддержки государством. В первом сценарии предполагается сохранить существующее положение вещей, а развивать отрасль за счет госинвестиций, направленных на внедрение новых инновационных технологий. Во втором сценарии предлагается создать на базе предприятий энергетического машиностроения четко определенные центры компетенции. И инвестировать уже в развитие их научно-технологической базы. В партнерском же сценарии предполагается усиление механизмов частно-государственного партнерства. Совместные усилия должны прикладываться к разработке и передаче инновационных технологий энергомашиностроения в электроэнергетику, привлечению электроэнергетических компаний, а также новых инвесторов, в том числе частного бизнеса, к участию в реализации инвестиционных проектов. Естественно, роль частного бизнеса и отдельных инвесторов в выработке и принятии решений должна быть усилена, что, в свою очередь, повысит ответственность каждой стороны и поднимет эффективность проделанной работы.
Каждый из этих сценариев имеет как плюсы, так и минусы. По нашему мнению, скорейшему развитию отрасли, в том числе инновационному, способствует именно последний сценарий. Итогом работы над стратегией стала разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, скоординированная реализация которых позволит решить поставленные задачи и достичь сформированных целевых индикаторов.
- Каких же ключевых показателей должно достичь энергомашиностроение в результате реализации стратегии?
- Мы прогнозируем прогресс в отрасли, освоение ряда ключевых технологий и тем самым ликвидацию отставания от мирового уровня, постепенное снижение и поддержание на уровне не более 10-15% доли проектов энергоблоков с использованием зарубежного энергетического оборудования, обеспечение снижения износа основных фондов, создание системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для обеспечения создания высокотехнологичного инновационного оборудования энергетического машиностроения. Как результат - значительный рост экспорта энергетического оборудования российского производства к 2030 году - до 15% от мирового рынка энергомашиностроительной продукции.
- Какой объем денежных средств необходим для реализации стратегии?
- По оценкам Минпромторга России, прогнозный объем финансирования мероприятий Стратегии на период до 2020 года в ценах соответствующих лет за счет всех источников финансирования оценивается в размере 157,37 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 22,33 млрд рублей и внебюджетных источников - 135,04 млрд рублей, на период 2021-2030 гг. - 155 млрд рублей, в том числе 15,6 млрд рублей за счет средств федерального бюджета и 139,4 млрд руб. за счет внебюджетных источников.